UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 15 апреля 2003 года №55



Кок с "Большого охотника"


Ульяновец Юрий Илюшин, будучи коком на корабле, кормил сына легендарного Пархоменко и готовил экипажу мясо белого медведя. Об этих и других своих приключениях он рассказал корреспонденту "СК".
Флотский повар
В 1949 году ульяновского парня Юрия Илюшина призвали на Тихоокеанский флот. До этого он успел получить специальность повара, поэтому сразу же попал служить коком на сторожевой корабль "Большой охотник". Новоиспеченный матрос быстро приглянулся экипажу, так как умел всегда вкусно и вовремя приготовить обед и ужин. Как ни странно, его коронными блюдами стали макароны по-флотски и борщ со всевозможными специями и с корейкой. Флотский борщ Юрий Илюшин готовил матросам почти каждый день.
В то время на кораблях было отменное питание, никто не жаловался. Но случались и перебои. Однажды их корабль вышел в море на боевое задание. Проходили больше запланированного времени, и на борту закончился хлеб. Возвращаться на базу нельзя, нет команды. И Юрию Илюшину пришлось выкручиваться - печь хлеб (хорошо, что была мука), стряпать пирожки да блинчики. Команда осталась сытой.
Охота за подлодкой
За время пятилетней службы (а в те года столько служили на флоте) пришлось Юрию Илюшину участвовать и в боевых операциях. Тогда как раз разразился военный конфликт между США и Северной Кореей. Американские корабли и подводные лодки подошли к корейскому полуострову. А рядом - граница СССР, и агрессор запросто мог войти в территориальные воды. Чтобы этого не допустить, военные корабли поочередно выходили патрулировать границу.
И вот однажды по тревоге подняли "Большого охотника". В территориальные воды вошла американская подводная лодка и на условный сигнал "немедленно покинуть советскую территорию" не отвечала. Командование Тихоокеанского флота приняло решение уничтожить нарушителя. На охоту за субмариной вышло сразу пять сторожевых кораблей. Через несколько часов после выхода из базы "Большой охотник" зафиксировал местонахождение подлодки и начал сбрасывать в воду глубоководные бомбы.
Утро следующего дня выдалось туманным. Когда туман рассеялся, моряки увидели огромное пятно на воде, а на поверхности плавали личные вещи американских моряков. Сразу же поступила команда вернуться на базу. "Большой охотник" взял курс на берег. Едва он отошел на милю от места гибели американской подлодки, как экипаж увидел перевернутый вверх дном советский сторожевой корабль. И вокруг - ни души... Но подходить к нему было нельзя. Что произошло с кораблем и экипажем, оставалось лишь догадываться.
В то время любая катастрофа советского военного корабля была покрыта тайной за семью печатями. Скорее всего, сторожевик стал жертвой американской подлодки, которая открыла ответный огонь. Вместе с кораблем погиб и весь экипаж.
Американская диверсия
Демобилизовавшись, Юрий Илюшин потом еще долгое время работал коком на ледоколе. На его счету - четыре навигации. Ледокол проводил суда, обкалывал лед во всех бухтах - начиная от Владивостока и до самой Арктики. Арктика сразила ульяновца. Белое безмолвие и огромное-огромное солнце, которое никогда не заходит за горизонт.
Запомнился коку капитан этого ледокола, который страсть как любил фаршированную щуку. "Да где ж ее на море взять?" - недоумевал Юрий Илюшин. Но капитан был предусмотрителен и брал с собой в поход целый ящик замороженных щук. Только в праздничные дни он просил кока приготовить это блюдо.
А однажды ледокол проводили по Арктике 60 только что построенных военных кораблей. И на борту ледокола находился сам командующий этой флотилией контр-адмирал Василий Пархоменко, сын легендарного Александра Пархоменко. В тот день Юрий Илюшин приготовил обед для двух капитанов - свой фирменный борщ и мясное блюдо. Пархоменко так понравилось, что он потом лично поблагодарил кока и пожал ему руку.
Случались на ледоколе и ЧП. Так, во время приемки продовольствия, а тогда привезли американские сухие продукты, Юрий Илюшин заметил, что как-то странно выглядит сушеная морковь. Вскрыл один ящик, другой, а там нарезанная медная проволока. Пришлось все 10 ящиков выбросить за борт.
Котлеты из белого медведя
Юрию пришлось готовить и мясо белого медведя. Дело было так. Ледокол шел по Арктике, резал ледяные глыбы. И вдруг боцман увидел, как на льдину вскарабкался огромный белый медведь. Вот он снова упал в воду, нырнул и вынырнул уже на другой льдине. Пока капитан ледокола отдыхал, боцман решил подстрелить зверя. Схватил ружье и приказал следовать за ним. Медведь - от них. Когда до зверя оставалось несколько десятков метров, боцман подстрелил косолапого. Потом лебедкой подняли тушу наверх, и на глазах у всей команды боцман разделал медведя. Шкуру взял себе, а вот ноги отдал коку. Принес Юрий Илюшин мясо на камбуз, понюхал, и чуть плохо не стало. Мясо страшно пахнет рыбой, плюс ко всему оно какое-то сиреневое. Но все равно рискнул кок приготовить котлеты. Как ни пытался он чесноком и луком отбить рыбий запах, ничего не получалось. Поставил блюдо на стол, а сам решил понаблюдать, как экипаж будет есть котлеты. Ничего, смололи за милую душу.
В начале 60-х Юрий Илюшин вернулся в Ульяновск, работал по специальности, увлекся творчеством Валентина Пикуля и даже одно время читал о нем лекции. Сейчас Илюшин на пенсии и редко уже готовит свои фирменные блюда, но иногда так хочется вспомнить молодость. Тогда он делает свои неповторимые макароны по-флотски.
Арсений Королев.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz