Мусор всегда соседствует с человеком - такова жизнь. Хорошо, если соседствует цивилизованно, а если нет? Даже в областном центре, несколько отклонившись от главных улиц, можно наткнуться на свалку или, по крайней мере, на стихийную общественную помойку.
Ульяновск имеет лишь две санкционированные свалки. Всего же их по области официально насчитывается сегодня 379. Сотни три из них - незаконные.
Объектов размещения отходов в Ульяновской области еще больше - 503. Кроме свалок, есть семь полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) - этаких свалочных "мегаполисов". Есть девять полигонов промышленных отходов. Имеются и 103 загадочных "иных объекта". Всего отходы занимают 711,4 гектара, на которых скопилось почти 11 млн тонн разного мусора. Опасность загрязнения окружающей среды, возникновения источников инфекции стоит очень остро.
С незаконными свалками все понятно: их необходимо ликвидировать или обустраивать, если место приемлемое. Но беда в том, что и на официальных полигонах ТБО давно нет порядка. Мусора от жизнедеятельности современного человека становится все больше, и утилизация в нашей области превратилась в проблему. Это, кстати, одна из причин возникновения стихийных свалок, подогреваемых беспечным принципом "после нас - хоть трава не расти".
Самый известный полигон ТБО в Ульяновске - Баратаевский. Его, по заключению органов контроля, требовалось закрыть еще в 2000 году как не соответствующий санитарно-экологическим требованиям. Например, биологические отходы (трупы животных и т.п.) в Баратаевке часто сваливаются открыто, потому что ямы Беккари, служащие для биотермического уничтожения, выработали свой ресурс. Это грозит эпидемиями. Нарушениями технологического процесса захоронения ТБО грешат все ульяновские свалки. Практически не производится уплотнение отходов из-за отсутствия специальной техники. Особенно страдает от этого полигон в левобережье: свалку невозможно расширить так называемым курганным способом - мусор раздувается ветром, засоряя окрестности. На районных и сельских свалках - свои проблемы: отсутствует входной контроль за поступающими отходами, не соблюдается технология послойного захоронения.
Что предпринять в такой ситуации? На правом берегу Ульяновска власти пытаются разработать проект нового полигона по захоронению ТБО - ведутся проектно-изыскательские работы. Реконструкции требует Баратаевка для дальнейшей эксплуатации. Чтобы построить там новые биотермические ямы, требуется 2,7 млн рублей. Необходимо выделить участок под новый полигон ТБО в левобережье (в Чердаклинском районе) - не менее 10 га. А пока достроить и модернизировать малый полигон в окрестностях Красного Яра с комплексом ям Беккари. Произойдет это не раньше 2004 года. По большому же счету для обезвреживания и переработки биологических отходов нужен утильзавод, который предполагается построить в Тереньгульском районе. Пока лишь разработан проект завода.
Как скоро найдутся деньги на все вышеперечисленное? О необходимости строительства, например, новых ям Беккари в Баратаевке "СК" писал два года назад, но воз и ныне там. А мы еще хотим ввозить в Россию (и в Ульяновскую область) радиоактивные отходы для переработки, чтобы зарабатывать деньги. С обычным-то мусором никак не справимся!
По статистике, каждый житель производит в среднем один кубометр твердых отходов в год. Сейчас, весной, в городах и поселках активно убирают скопившийся за зиму мусор, проводят для этого субботники, но вывозить-то его по сути дела некуда.
Владимир ПУГАЧЕВ.