Ген.директор самолётострои-тельного завода Виктор Михайлов подтвердил на пресс-конференции в субботу факт угроз в его адрес со стороны группировки, пытающейся взять под контроль собственность и финансовые потоки бывшего УАПК.
Михайлов долгое время хранил молчание, никак не комментируя происходящее вокруг "Авиастара". В субботу, 21 сентября, он собрал пресс-конференцию. Тема угроз прозвучала на ней в конце, в ответ на вопрос одного из журналистов. Основной же темой была судьба заключенного в июне соглашения с египетской компанией "Сирокко аэроспейс интернешнл", по которому "Сирокко" обеспечивает финансирование производства самолетов "ТУ-204" на "Авиастаре", а российская сторона передает компании пакеты (по 25 процентов минус одна акция) завода и ОАО "Туполев". В общей сложности на предприятие должно прийти в рамках этого проекта 280 млн долларов, но проект сейчас заблокирован. Из-за неконструктивной и безответственной, как считает Виктор Михайлов, позиции чиновников областной администрации.
Администрация выставила в связи с соглашением ряд условий. Михайлов подробно о них рассказал. Если коротко, то их можно свести к требованию передачи ей основного пакета акций ОАО "Авиастар" и контроля над деньгами, направляемыми "Сирокко" на завод. Названы даже банки, через которые эти деньги должны идти. В их числе "Гута-банк" и структуры в Самаре и Воронеже. "Авиастар-СП" и "Сирокко" категорически против этих схем, считая, что деньги следует переводить непосредственно на завод.
По поводу возни вокруг ОАО "Авиастар" Михайлов говорит, что поддерживаемая обладминистрацией группировка инициировала банкротство ОАО, и как только какие-то предприятия, входившие раньше в его состав, будут в него возвращены (а группировка претендует в том числе и на самолетостроительный завод), они тут же будут проданы за долги, по бросовым ценам.
Некоторое время назад глава области Владимир Шаманов, по словам Виктора Михайлова, заявил, что до выполнения поставленных условий он прекращает участие в каких-либо переговорах по "Авиастару". Зато активную деятельность развернула под покровительством окружения Шаманова та самая группировка, о которой идет речь. Суды завалены ее исками о признании всего, что было сделано по реструктуризации "Авиастара", незаконным. И все это, говорит Михайлов, под лозунгом "спасения Отечества", хотя на самом деле процесс движется к уничтожению завода. Иски - надежный прием шантажа. Пока завод в судебных скандалах, ни один серьезный инвестор на него не придет, чего, вероятно, и добивается группировка. Не без участия, скорее всего, как считает ген.директор, определенных сил вне России, заинтересованных в ликвидации ульяновского предприятия, как и вообще авиационной "оборонки" страны.
Ульяновский случай уникальный. Когда один частник пытается отнять собственность у другого, понять еще можно, но здесь крупнейший завод отрасли уводят из-под контроля государства. Почему оно, в лице президента или премьера, не бьет хапуг по рукам? Не знаю, говорит Михайлов. Государство не хочет, видимо, решать проблемы административными методами, желая показать, что в России действует закон. А получается из этого то, что получается. Директор обращался в разные инстанции. На свое последнее письмо Шаманову он получил ответ не от него, а от изгнанного недавно из ОАО "Авиастар" Лейко. О губернаторе Михайлов сказал: "Я уважаю этого боевого генерала, но у него нет своего мнения, и потому он часто его меняет". Через неделю запланирована встреча Михайлова с полпредом президента в ПривФО Сергеем Кириенко, а завтра предполагается приезд на "Авиастар" группы министров: экономразвития - Германа Грефа, промнауки - Ильи Клебанова, транспорта - Сергея Франка и еще ряда ответственных лиц из Москвы.
Что касается угроз, то они не только были, говорит Михайлов, но и продолжаются, "это шпана, достаточно послушать жаргон, которым они пользуются, в том числе и в кабинетах, чтобы понять, кто это такие". "Есть ли у Вас охрана?" - был вопрос. "Нет, - сказал Михайлов. - Если задумают убрать, никакая охрана не поможет".
Геннадий ЯКИМЧЕВ.
P.S. Эта же группировка сорвала, по словам Михайлова, поступление на завод денег на достройку самолета "АН-124" "Руслан" для компании "Волга-Днепр". В соответствии с заключенным контрактом финансирование должен был осуществлять один из американских банков. Первые 150 тыс. долларов из запланированных 30 млн пришли, а потом процесс был заморожен. Схема та же. Группировка подает иск в арбитражный суд и через своих контрагентов за рубежом советует банку прекратить финансирование, поскольку-де вокруг проекта разгорается скандал. Из слов директора следует, что эти люди, при поддержке чиновников обладминистрации, ведут сознательное удушение завода и его коллектива. Подачу каждого нового иска они, как рассказывают, шумно отмечают в ресторанах.