Принятый недавно на совещании у министра промышленности, науки и технологий Ильи Клебанова план спасения ульяновского авиакомплекса грозит обернуться полным уничтожением завода и неприятностями для карьеры ряда высокопоставленных чиновников России.
Совещание у Клебанова состоялось месяц назад, 10 августа. Это был не первый разговор о проблемах "Авиастара", но на сей раз он свелся к узко специальной теме - переделу собственности бывшего УАПК. Шел разговор, разумеется, под флагом защиты государственных интересов. В качестве параллельной темы обсуждались условия участия в производстве самолетов на "Авиастаре" египетского бизнесмена Ибрагима Камеля.
Дело в том, что без одобрения проекта государством Камель идти на него не решается. На этой почве, вероятно, и пришла кому-то в голову мысль о дележке "пирога". Разделить его планируется между двумя уровнями госструктур - федеральным и областным. Федерация, по этой задумке, получит в свое ведение самолетостроительный завод, именуемый ЗАО "Авиастар-СП", и работу с Камелем, а на откуп области отдается все прочее, входившее когда-то в состав УАПК, а позже - в ОАО "Авиастар". В виду имеются аэропорт "Ульяновск-Восточный", бывшая заводская железная дорога и автогараж, покрасочное производство, лизинговая компания "Туполев" и т.п.
Как отнять?
С ними, однако, как не раз писали уже ульяновские газеты, вопрос сложный. Сейчас все эти предприятия являются самостоятельными юридическими лицами и прежде чем кому-либо отдать, их надо сначала отобрать у нынешних владельцев. Схеме, с помощью которой это можно сделать, и было посвящено совещание в Минпромнауки. Илья Клебанов подписал по его итогам протокол. Участие в разработке схемы, помимо самого Клебанова, приняли, как видно из протокола, начальник Генштаба Анатолий Квашнин, зам.министра имущественных отношений Николай Гусев, представители еще нескольких ведомств, а также области.
Это - мне, это - тебе
Договорились о следующем. Открыть дорогу Ибрагиму Камелю, передав его фирме по 25 процентов минус одна акция ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "Туполев". Эти пакеты предварительно условились забрать у ульяновской компании "Интер-ант", которая ими владеет, и передать унитарному предприятию "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор), а уж та отдаст их Ибрагиму Камелю. В ответ ряд структур, в числе которых упомянутый Госинкор, подконтрольные Камелю компании "Сирокко аэроспейс интернешнл" и "Като ароматик", а также Минимущества должны передать Ульяновской области имеющиеся у них пакеты акций ОАО "Авиастар". Одновременно участники совещания заявляют о поддержке усилий областных структур по возврату выведенных из ОАО активов, читай - по отбору аэропорта, лизинговой компании и т.д. С другой стороны дается обещание, что в ответ не будут трогать "Авиастар-СП", конкретно - не допустят начала процедуры его банкротства.
Контрольный пакет
В целом, даже по приблизительным подсчетам, в область должно прийти порядка 50 процентов акций ОАО "Авиастар", а скорее всего, - контрольный пакет. Хозяин пакета и будет разруливать дела с аэропортом и его товарищами по несчастью. Посредством нажима через силовые структуры и судебные иски эту собственность попытаются забрать в ОАО. Куда она уйдет дальше, загадка не очень сложная: собственник контрольного пакета ОАО "Авиастар" и будет как раз владельцем всех предприятий. Поэтому на первый план выходит вопрос, кому достанется сам этот вожделенный пакет.
Пока декларируется, что он поступит в область, но позиция властных структур, ответственных за стратегию развития экономики региона, известна: не сидеть, как собаки на сене, а продавать собственность в руки "эффективных хозяев". Наверняка проданы будут и акции ОАО "Авиастар". Может быть, не сразу. Сначала их переправят, вероятно, в одно из
ОГУПов, ту же "Среднюю Волгу" или "Имущество". Потом продадут - по бросовой цене, поскольку принято считать, что ОАО - пустышка, в нем ничего нет, кроме долгов, а значит, и акции его ничего не стоят. Затраты счастливца, который их приобретет, будут минимальны.
Доброхот Миримский
Ярым агитатором за "возврат активов" ОАО "Авиастр" был и остается московский коммерсант, партнер Никиты Михалкова по бизнесу и одновременно человек, называющий себя советником главы администрации Ульяновской области, Михаил Миримский. Он тоже участвовал в совещании у Клебанова, и это участие, что называется, не по чину. Разговор вели первые лица ведомств или их заместители, что исключало присутствие при сем некоего советника, ведь в кабинете не было даже ген.директора завода Виктора Михайлова. Но с некоторыми чиновниками Миримский откровенно на короткой ноге. По случайному совпадению, один из таких чиновников сидел тут же, на совещании. Это Николай Гусев, заместитель министра имущественных отношений. С Миримским они приятельствуют семьями. Сын Гусева, Александр, работает в корпорации, которую возглавляет дочь Миримского, Ольга. Одновременно Гусев-младший тесно сотрудничает с мужем Миримской - Алексеем Голубовичем - ген.директором компании "Русские инвесторы", владеющей крупным пакетом Курганского машиностроительного завода. Александр Гусев - председатель совета директоров этого завода. Не секрет, что именно Минимущества всех громче ставит условием прихода Ибрагима Камеля на УАПК возврат активов в ОАО "Авиастар".
Либо взятка, либо иск
Претендует ли на эти активы сам Миримский или они предназначены семье Никиты Михалкова, большого значения не имеет. Кто бы ни стал хозяином ОАО, он получит мощный рычаг давления на того же Ибрагима Камеля. В истории с активами есть скрытый фокус. Оспорить законность их ухода из УАПК невозможно по отдельности, это звенья одной цепи. Если незаконным признать появление на свет самостоятельной фирмы "Аэропорт "Ульяновск-Восточный", незаконным тут же станет и "Авиастар-СП". То есть всегда будет возможность дернуть в нужный момент за ниточку и пригрозить иском. Камель же встанет перед необходимостью либо регулярно давать взятки, чтобы его и завод оставили в покое, либо махнуть рукой и уйти. Никакой другой инвестор на его место не придет, что будет означать конец предприятия.
Под прицелом ЦРУ
Свершится мечта конкурентов "Авиастара". А они, как это ни кажется иногда смешным, у завода есть. Есть интерес к нему и у иностранных разведслужб, да они, собственно, этого и не скрывают. Пусть сейчас "Авиастар" не способен завалить международный рынок своей продукцией, но его самолеты значительно дешевле, чем у "Боинга", а значит, есть повод у покупателей "Боингов" также требовать снижения цены. Наш завод находится под пристальным вниманием ЦРУ, отчеты о нем американская разведка регулярно представляет конгрессу США. Пример такого донесения мы воспроизводим. Трудно сказать, просчитывали ли министр Клебанов и начальник Генштаба Квашнин варианты реализации плана, у истоков которого они стояли, до конца, до момента, когда "Авиастар-СП", контролируемый сегодня государством, уводится из зоны его влияния и ставится под угрозу уничтожения. И все это под благовидным предлогом.
Сергей ПОЛЕНОВ.