UCOZ Реклама

Свежий номер...

Четверг 5 сентября 2002 года №130



Уход в виртуальный мир


Термина "компьютерная зависимость" нет в медицине и в арсенале психологов тоже. Однако каждый понимает, что это такое. В Японии, например, погружение детей в глубины виртуального мира становится настоящим бедствием. Подростки отказываются посещать школы, проводя перед монитором практически все свободное от сна время суток. Как результат - нервные срывы, истерики, нарушения психики.
Вероятно, России такое пока не грозит - не так давно наши дети получили доступ к виртуальности. Между тем, первые обращения к психологам по поводу пресловутой компьютеромании уже есть и в Ульяновске.
Растим Раскольникова?
Ребенок агрессивен, стал хуже учиться, перестал встречаться с друзьями, его интересует только то, что связано с компьютером, перед ним он может провести весь день, забыв даже поесть - вот круг проблем, с которыми в последнее время стали обращаться родители в областной Центр психологической помощи семье и детям, говорит психолог Юлия Рыбочкина.
Особенно много соблазнов в Интернете. Там готовы принять любого, одарив виртуальной дружбой, семьей, любовью, слэнгом, юмором, мировоззрением... Но большинству ульяновских подростков пока доступно только общение с героями компьютерных игрушек. И тут поводов для волнения у родителей предостаточно.
- Несколько часов подряд сын способен убивать диковинных космических монстров, перевоплотившись в образ компьютерного супергероя. Причем виртуальные "враги" разлетаются под его выстрелами в кровавые клочья, а очередная победа вызывает буквально восторг.
Суть переживаний женщины сводится к следующему - не научится ли мальчик в компьютерном мире переступать грань, за которой понятие "убийство" приобретает налет обыденности.
- Все зависит от того, какая психика у ребенка, - говорит Юлия Рыбочкина. - Если устойчивая, то такая компьютерная жестокость не отразится на поведении в реальном мире. Напротив, она даст выход естественной агрессии. Зато дети с повышенной чувствительностью, тревожностью, особенно в тех семьях, где авторитет родителей подавляет ребенка, в агрессивных компьютерных играх реализуют свои личностные качества.
Изучением воздействия на психику ребенка агрессивных книг, фильмов, мультфильмов занимался известный парапсихолог Сергей Лазарев. Так вот, он убежден, что даже такой безобидный, на взгляд многих, мультфильм, как "Том и Джери", закладывает в подсознание малышей агрессию, которая неминуемо проявится в жизни. Вероятно, жестокие компьютерные игры срабатывают аналогично. Неслучайно попытки их запретить были предприняты даже на законодательном уровне. Такой прецедент создал губернатор Белгородской области, запретив своим указом агрессивные игры в компьютерных клубах.
Обсуждение этого закона вылилось в бурную дискуссию, участники которой пришли, в общем-то, к единому выводу - запреты в этом деле неэффективны, тут нужны другие меры.
Так можно ли уберечь ребенка от дурного влияния виртуального мира? Можно, считают специалисты, более того - не стоит в увлечении компьютером видеть только зло. Он помогает развивать память, логическое мышление, внимание и отвлекает от дурных компаний. А чтобы общение с компьютером было во благо,прежде всего ограничьте время, которое ребенок может проводить перед монитором. Оптимально - это час. Попробуйте стать соучастником его путешествия по виртуальному миру. Это сблизит вас с ребенком и позволит мягко координировать его компьютерные пристрастия. А главное - обеспечьте ему комфорт, спокойствие и уверенность в реальности.
Компьютерная зависимость сродни наркотической
И все же уход в компьютерный мир порой напоминает болезнь, накладывая отпечаток даже на внешность, как и уход в мир наркотиков. И тогда глаза становятся пустыми, в поведении - полная отрешенность, контакт с такими людьми наладить сложно.
- Реальный мир для них существует наполовину, а то и вовсе не существует. Они выбиваются из социальной стаи, теряют способность реализовать себя и как следствие - оказываются ненужными. В этом случае речь идет о явной патологии, - говорит Евгений Панкратов, заведующий отделением неврозов психиатрической больницы имени Карамзина.
Особо психиатр Панкратов вспомнил троих своих пациентов. Молодого человека, который жил в компьютерном мире и постоянно предавался размышлениям об апокалипсисе, мировых катаклизмах (когда-то этот мальчик учился только на отлично, но за последние полтора-два года катастрофически съехал). И двух девочек, одна из которых погрузилась в мир праздности, мечтая изведать все пороки, а вторая стала религиозной фанатичкой. Все эти случаи объединяло одно - дети "сбежали" от реальности по вине родителей. Чем больше проблем во взрослом мире, тем больше их у наших детей, уверен Евгений Панкратов. По статистике, до одного процента таких патологий заканчиваются шизофренией, десять - расстройством личности, когда люди всю жизнь подстраиваются к окружающему миру, но так и не находят своего места в нем. Определенная часть таких больных становится наркоманами.
- В принципе формула счастья известна, - говорит психиатр. - Это когда "я" благополучен, и мир вокруг - тоже. Только так бывает нечасто, и дети переживают это особенно тяжело. Первые симптомы неблагополучия просты - ребенок боится темноты, засыпать в одиночестве, боится смерти родителей и своей... Вполне вероятно, что позже появится необходимость чем-то заглушить эту тревогу - хотя бы уходом в суррогатный мир.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz