Владимир Гуркин по образованию биохимик,
по профессии - философ, по увлечениям - краевед, автор и режиссер телепрограмм. Он читает древнегреческие и старославянские тексты,
знает латынь, владеет английским. Его способности могли бы по нашим временам принести ему кучу денег, если бы не "пагубное" увлечение наукой.
В ней он доходит до самой сути. Он один из организаторов Любищевских чтений, инициатор многих других научных событий города. Гуркин - кандидат биологических наук, готовится защитить диссертацию по культурологии. Преподает в УлГУ, заведует кафедрой.
В поисках эликсира молодости
Когда пришло время выбрать профессию, Володя Гуркин оказался перед дилеммой: он был влюблен в небо, как и его отец, работавший штурманом военной, затем гражданской авиации. В то же время Володю занимала мысль о смерти и бессмертии. Десятиклассник был убежден, что настало время решить проблему старения человека и на этом поприще он может сделать собственные открытия. Это было время, когда все зачитывались научной фантастикой, знали роман "Голова профессора Доуэля". Гуркин поступил во 2-й Московский медицинский институт имени Пирогова на экспериментальный медико-биологический факультет. На первом же курсе с друзьями организовал межвузовский научный кружок по проблемам геронтологии, а спустя год понял, что наука находится только на подступах к созданию "эликсира молодости", поскольку не была даже определена сама причина старения - на этот счет у ученых существовало свыше 80 гипотез.
Тогда же произошло знакомство Владимира Гуркина с философами, и он, понимая ограниченность науки, решил, что ему остается только возможность философского осмысления проблемы бессмертия человеческой души.
Ему всегда казалось, что недостает знаний, и Гуркин старался их пополнять самостоятельно. Успевал с друзьями ходить на занятия в Литературный институт, слушал творческие семинары Льва Ошанина, Юрия Трифонова, лекции Константина Кедрова. В студенческой среде было популярно писать стихи, упражняться в рисовании.
Студентов-медиков знали на отделении классической филологии МГУ, где они изучали древнегреческий язык. Оставалось время и для путешествий, причем приятное всегда совмещалось с полезным. На каникулах друзья поехали в Тарту, чтобы познакомиться со знаменитым литературоведом Юрием Лотманом, напросились на его лекции.
Дипломированный медик Владимир Гуркин поступил в аспирантуру в Институт истории естествознания и техники Академии наук. В то время там преподавали одни из лучших философов страны, которых по идеологическим соображениями не допускали к работе в Институте философии АН СССР. Гуркин начал читать в оригинале и переводить труды древнегреческого философа и врача Галена, писал кандидатскую по его работам. В итоге получил уникальное образование, дававшее возможность быть и историком науки, и философом.
Ушёл в XIX век вместе с криминалистом
Вернувшись в Ульяновск, Владимир Гуркин стал преподавателем философии, но его никогда не устраивало какое-то одно занятие, и он всерьез увлекся краеведением. На Симбирской земле жило несколько поколений его предков, среди которых, как гласит семейное предание, были вольные поселенцы из-под Костромы, основавшие в конце XVII века село Крестово-Городище.
- Мы хорошо знаем историю античности, но не замечаем, что рядом с нами не менее загадочные места, полные исторических событий, легенд, - говорит Гуркин.
В отделе рукописей Дворца книги Владимира как-то заинтересовали пять безымянных философских тетрадей в кожаном переплете. По стилистике изложения и характеру почерка было ясно, что записи сделаны в начале XIX века. Через некоторое время, просматривая работы философа Александра Ивановича Галича (лицейского учителя Пушкина, которому поэт посвятил несколько стихотворений), он обнаружил знакомые фрагменты из рукописей библиотеки. Гуркин понял, что во Дворце книги хранятся лекции Галича. А вскоре исследователь нашел в воспоминаниях симбирянина Свербеева ссылку, что Галич был дружен с Александром Языковым (братом поэта Николая Языкова) и даже посвятил ему свою книгу по истории философских систем. Теперь оставалось найти доказательства, что рукописные тетради написаны Александром Языковым.
Сфотографировав рукописи, получив консультации криминалиста-графолога, как научиться определять сходство почерков по наклону букв, их округлости, способу соединения, Владимир Гуркин отправился в Ленинград, в Пушкинский дом, где хранится архив Языковых. Почерки совпали. Рукописи явно принадлежали Александру Языкову, который, как выяснилось в ходе дальнейших исследований, часто посещал домашние лекции Галича вместе с будущими декабристами. В 1821 году Галич был обвинен в инакомыслии. Его архив сгорел. Ульяновские рукописи - одни из немногих сохранившихся текстов философа, по которым можно лучше оценить мировоззрение человека, которого Пушкин любил и уважительно называл эпикурейцем.
Симбирский вал как Великая Китайская стена
В середине 90-х годов Владимир Гуркин начал сотрудничать с телевидением. Снял около 30 научно-популярных фильмов и программ. Телефильм "Загадки каменного моря" об ундоровских динозаврах принес автору титул лауреата Всероссийского конкурса "Природа и человек".
"Почему весь мир знает о китайской стене, но обойден вниманием сопоставимый с ней российский оборонительный вал протяженностью почти три тысячи километров?" - этот вопрос не давал покоя ученому с тех пор, как он с вертолета увидел симбирскую засечную черту. Это масштабное земляное сооружение было возведено как защитная стена от набегов крымских и ногайских кочевников. Родилась идея совершить автоэкспедицию по всей Белгородско-Симбирской засечной черте и снять о ней фильм. Но, кроме этого желания, у исследователя не было ничего - ни денег, ни автомобилей. Правда, имелось еще одно удивительное свойство характера - умение реализовывать самые авантюрные проекты. Он убедил руководство автозавода дать группе ученых пединститута "уазики", аргументируя тем, что автомобили все равно где-то нужно испытывать. Экспедиция состоялась в мае-июне 1996 года, и был снят фильм о великой российской стене из 11 серий. Он с успехом прошел на телевидении в Ульяновске, Воронеже, Белгороде.
Краевед считает несправедливо обойденным в истории города имя Богдана Хитрово. Накануне 350-летия Симбирска прозвучала даже версия, что он не являлся основателем города. Тогда Владимир Гуркин со съемочной группой поехал в Москву, в Оружейную палату Кремля, которую Богдан Хитрово возглавлял в течение 25 лет. Снова, кроме единственного желания сделать фильм, у краеведа не было ничего. За съемки в Оружейной палате и в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, где похоронен Хитрово, требовали заплатить такие деньги, которые ученому и не снились. Но когда в дело вступают дипломатические способности, деньги уже ничего не значат. Так, руководство Оружейной палаты заявило, что оно тоже очень уважает Богдана Хитрово, и согласно, чтобы о нем был создан фильм. Были засняты на пленку личные вещи основателя Симбирска, его тарель, булава, литая из серебра икона. В Калуге обнаружил портрет Хитрово, фотографию которого Гуркин привез в Ульяновск. В московских архивах краевед нашел документы, в которых говорилось, что в январе 1648 года Богдану Хитрово велено ставить крепости между реками Барыш и Волга. Оспорить документы ни один из краеведов не решился. А к юбилею Симбирска появился телефильм "Оружейничий Богдан Хитрово".
Пьесу Гуркина поставил Олег Ефремов
С Фазилем Искандером Гуркина познакомила семья Михайловых из Ульяновска. Писатель после выхода независимого журнала "Метрополь", в выпуске которого он принимал участие, был в опале. Аспирант Института истории, естествознания и техники Владимир Гуркин пригласил Фазиля Искандера выступить перед студентами. И он легко согласился. Позже Гуркин был несколько раз в гостях у писателя. Говорили о философии. Аспирант с удивлением отметил, что Искандер великолепно ориентируется в сложных философских темах, и не столько потому, что много читал, - он обладает удивительной прозорливостью художника, что еще ценнее, чем полученные из книг знания. Один из важных признаков житейской мудрости - чувство юмора - это был главный урок, который Владимир Гуркин вынес из встреч с писателем. Искандер в общении оказался человеком с великолепным чувством юмора.
Однажды в Москве Владимир Гуркин на театральных афишах увидел собственные имя и фамилию. Оказалось, они принадлежали автору пьесы "Любовь и голуби", поставленной тогда в театре "Современник". И Гуркин, будучи в "Современнике", пошел знакомиться с тезкой. Проговорили долго. Оказалось, что написанная сценаристом история произошла на самом деле в сибирском селе, где когда-то он жил. Приехав в гости, Гуркин услышал, что сосед на курорте завел роман, а потом вернулся и тайно от сельчан встречался со своей женой на берегу реки. Гуркину-драматургу хватило нескольких ночей, чтобы написать пьесу. Он пытался поставить ее в театрах Сибири. Но друзья отвезли текст в Москву Олегу Ефремову. По пьесе был поставлен спектакль и снят известный ныне фильм.
Владимир Гуркин полушутя называет себя дилетантом, но только не в привычном значении слова, а как его понимал Александр Любищев. Великий ученый тоже называл себя дилетантом - от итальянского слова "дилетто", означающего "все делать с удовольствием, наслаждением".
Алсу ИДРИСОВА.