UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 22 октября 2002 года №157



Когда мотор барахлит, УАЗ "чихает"


Уже не раз ульяновские СМИ писали о том, что "Волжские моторы" вынуждены сокращать свое производство, персонал и прочее лишь только из-за того, что УАЗ отказывается брать их движки. Заместитель исполнительного директора "ВМ" Александр Поленов даже сказал в интервью одной из ульяновских газет, что взаимоотношения с УАЗом теперь приходится выстраивать с нуля - они отброшены на уровень осени 2001 года.
После смены собственников на УАЗе и "Волжских моторах" ("ВМ") отношения между двумя ульяновскими предприятиями-партнерами идеальными не назовешь. До открытой конфронтации дело не доходит, каждый завод время от времени заявляет, что заинтересован в сотрудничестве с соседом, но взаимных претензий хватает. УАЗ пенял моторостроителям на качество продукции и сроки поставок, "Волжские моторы" - на проблемы с оплатой. Однако до последнего времени искры раздора сторонам удавалось гасить. Сейчас ситуация ухудшилась. В августе моторный завод поставил на УАЗ лишь 34,5 процента от запланированного количества двигателей. К 17 октября, как сообщили на автозаводе, моторостроители выполнили свои месячные обязательства меньше, чем наполовину. Отставание идет даже по госзаказу для Министерства обороны, хотя его требуется выдавать с опережением. Некоторые связывают обострение отношений с приходом генеральным директором на УАЗ Виктора Клочая. Он, мол, возглавлял (и сейчас продолжает) Заволжский моторный завод (ЗМЗ) в Нижегородской области, поэтому лоббирует интересы того предприятия, ставя заслон ульяновским движкам.
Так ли это, и что же происходит? Между УАЗом и "ВМ" был подписан договор на поставку двигателей в 2002 году, рассчитанный на уазовскую программу в 110 тыс.автомобилей. Сейчас программа сокращена, но пропорции сохранились: 60 процентов моторов УАЗ планирует получать с ЗМЗ, 40 процентов - с "ВМ" и от этой цифры не отказывается. Тем не менее недопоставка ульяновских двигателей идет в течение всего года. В январе "ВМ" отгрузили на УАЗ 99 процентов продукции от плана, в феврале - 63, в марте - 65, в апреле - 43, в мае - 48, в июне - 36, в июле - 72. Недополученные от "ВМ" двигатели автозаводцы вынуждены заменять на заволжские, чтобы не срывать сборку автомобилей.
На УАЗе считают, что причины сбоев в сотрудничестве двух ульяновских предприятий лежат в экономической плоскости. Возможно, выполнять обязательства моторостроителям мешают внутренние производственные проблемы. Руководство "Волжских моторов", в свою очередь, не соглашается с условиями оплаты за поставленную продукцию, которую предложил УАЗ. Автозавод просит предоставить отсрочку платежей по отдельным позициям на месяц-полтора, мотивируя тем, что расчеты за проданные автомобили тоже задерживаются, даже по госзаказу. Но на "ВМ" c такими условиями оплаты не согласны. В итоге страдает дело, которым связаны партнеры.
Как быть? Выход здесь виден один: садиться за стол переговоров, продолжать искать точки соприкосновения. Ведь УАЗ и "Волжские моторы" просто обречены на сотрудничество - по крайней мере, в обозримом будущем. Это признают обе стороны. Может быть, ульяновский мотор сегодня и уступает в чем-то по качеству заволжскому, но без родного двигателя "уазику" пока не обойтись. Ведь двигатель на Ульяновском моторном заводе разрабатывался как раз под знаменитый местный вездеход, которому не страшно любое бездорожье. До сих пор считается, что характеристики ульяновского мотора наиболее подходят для "уазика". Не случайно Министерство обороны РФ по сей день заказывает машины на УАЗе только с ульяновскими моторами, правда это связано с тем, что двигатели ЗМЗ не проходили испытания у основного заказчика. Естественно, что для "ВМ" сдавать завоеванные позиции было бы глупо. Потребительский спрос заставляет УАЗ и "ВМ" быть вместе, идти на компромиссы, решать проблемы.
Недавно на УАЗе побывал новый гендиректор ГАЗа (нижегородцы и "ВМ" состоят в одном холдинге) Алексей Баранцев. Он также высказался за консолидацию, подчеркнув, что противостояние предприятий к хорошему не приведет. Не хотят "войны" и на УАЗе. Однако регулярное невыполнение обязательств "Волжскими моторами" заставляет Ульяновский автомобильный завод искать и изучать альтернативные варианты поставщиков двигателей, в том числе и для Министерства обороны и других силовых ведомств. Это связано, в первую очередь, с тем, что УАЗ несет ответственность и конкретные обязательства перед госзаказчиком, который должен обеспечивать обороноспособность страны. Поэтому УАЗ будет выполнять госзаказ с "Волжскими моторами" или без. Дополнительной связующей силой, посредником в поиске компромиссов между УАЗом и "ВМ" могла бы стать местная власть, если она заботится о процветании края. И "Волжские моторы", и особенно УАЗ - предприятия градообразующие. Автозавод к тому же - один из главных плательщиков в бюджет. Чем больше продукции выпустят и продадут оба завода, тем больше налогов поступит в казну. Значит, сила - в дружбе.
Валерий ПАНИН.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz