Когда со взрослыми начинаешь говорить о правах детей, каждый второй уведет разговор на обязанности подрастающего поколения - начинать надо, мол, с них, что подростки и без того невоспитанны, не уважают учителей, старших и так далее. Неудивительно, что при такой расстановке сил дети на вопрос, что они знают о своих правах, в лучшем случае отвечают: "Хорошо учиться". Выдавая тем самым с головой собственных родителей, которые даже право учиться представляют детям как обязанность "учиться хорошо".
Требовать съесть овсянку незаконно
Каждый родившийся ребенок имеет право на жизнь, любовь и заботу о себе, образование, жилье, уважение достоинства - все это предоставляет Конвенция о правах детей, принятая Ассамблеей ООН. Одна из самых первых статей требует относиться к ребенку как к личности. Здесь нас, взрослых, ждет самое большое испытание, так как чуть оступился, и ты - правонарушитель.
Родители любят повторять своему чаду: "Ты должен". Убавьте количество этого слова в своем лексиконе - никто никому ничего не должен. Даже заставляя по утрам есть ребенка овсяную кашу, мы уже нарушаем его право, так как исходим из полезности каши, но не учитываем особенности организма, который противится принять нелюбимую пищу. Но если убедить ребенка, что от "Геркулеса" становятся сильными, здоровыми, и он начнет поедать ее сознательно, то эта ситуация радикально меняет картину с правами детей в пользу последних. То же самое с ежедневной подготовкой домашних заданий - требовать от ребенка знаний, превышающих его способности, требовать хороших оценок, если ребенок не тянет предмет - это давление на ребенка. И он вправе заявить (нравится это родителям или нет), что будет получать образование по своим способностям. Если школьник медлителен, природа не наделила его каллиграфическим почерком, это еще не повод давить на его психику. Каждый ребенок имеет право быть самим собой. Ну, а взрослому человеку, чтобы соблюсти и право собственного ребенка и при этом делать все возможное, чтобы дать ему хорошее образование, придется изрядно потрудиться и постараться убедить ребенка, насколько образование сегодня важно для достойного существования.
Взрослые на то они и взрослые, чтобы уметь правильно маневрировать в щекотливых ситуациях. Например, в одной из ульяновских школ в порядке вещей обыски. Приходит завуч к старшеклассникам и требует вывернуть карманы и содержимое портфелей. Дело, с одной стороны, понятное: борьба с курением и наркотиками. Но фактически завуч нарушает личную неприкосновенность и достоинство школьников, которые также защищены Конвенцией. Учителю напугать обысками проще, чем целенаправленно формировать у учеников негативное отношение к табаку и наркотикам. Но ведь и запросто можно получить иск в суд за унижение достоинства школьника.
"Я буду говорить только в присутствии адвоката"
В судебной практике нашей области еще не было процессов по инициативе детей. В России их единицы, но в США судебные иски от детей - не редкость. "Я буду говорить с вами только в присутствии моего адвоката", - в устах американских тинейджеров это любимая фраза.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, гласит одна из статей Семейного кодекса РФ. Так ли часто мы придерживаемся закона в собственной семье? Воспринимая возраст ребенка как незрелость, всю ответственность решений мы берем на себя. Вот пример.
В Центр психологической помощи семье и детям мама привела сына-пятиклассника. Несколько последних дней, возвратившись домой, она заставала ребенка сидящим под столом, забитым и напуганным. Психолог выяснил, что у мальчика возникли проблемы в новой школе, куда перевели его родители. В старой школе мальчик любил свой класс, учителей, в отличие от других детей с удовольствием учился. И вдруг - все чужие, учителя напористо требуют знаний по своим предметам. Очень скоро пятиклассник потерял интерес к учебе и школе в целом. Плюс ко всем напастям классный руководитель выставил мальчика перед всем классом за провинность и публично осудил. На одноклассника ребята стали показывать пальцем.
За подобное пренебрежение к личности пострадавший ученик по существующему закону мог бы постоять за себя в суде и получить возмещение за причиненный моральный ущерб. Но наши дети своих прав не знают и не настолько смелы, чтобы ими воспользоваться.
Однако суд, докопавшись до истины, в этом случае привлек бы к ответственности прежде всего самих родителей. Так как причиной возникших проблем сына стали они сами: не спрося мнения ребенка, волевым решением перевели его в другую школу. Так им было удобно. В семье подрастала маленькая дочь, которую утром отводили в садик, а вечером ее забирал домой братишка. Все шло нормально, пока мальчик не стал учиться во вторую смену. Работающие родители единственно верным решением сочли перевод сына в соседнюю школу, где учились в первую смену. При этом мнение самого мальчика никого не интересовало.
Дармоеду должны дать кусок хлеба
Самые яростные споры начинаются тогда, когда речь идет о праве ребенка зарабатывать деньги. Тот же Семейный кодекс разрешает детям с 6 до 14 лет совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а с 14 до 18 лет - совершать не только мелкие сделки, но и распоряжаться своим заработком, стипендией, осуществлять права автора произведения искусства, науки и так далее. В этом пункте закона смыкаются в одно целое правовые и моральные нормы, которые разъединить порой бывает сложно.
В одной из Засвияжских школ старшеклассница развернула маленький бизнес: приносила чупа-чупс, жвачки и продавала одноклассникам. Спрос был, поскольку закупала она оптом, а сбывала по той же цене, что и киоски.
Узнав о предпринимательнице, дирекция школы запретила "торговую точку". На том эпизод был исчерпан. Но однажды бывшую школьную бизнес-леди ее классная руководительница встретила в автобусе. Школьница беззлобно пожаловалась: добирается каждое утро в школу из Куликовки, раньше зарабатывала себе на маршрутку и на обед, а теперь родители дают денег только на автобус. Про обеды девочка давно забыла - в семье на это нет денег.
Когда в порыве бессилия или злости родитель кричит: "Дармоед! Я тебя кормлю, а ты ..." - далее следует череда упреков, взрослый, сам не зная того, нарушает права собственного ребенка. Кусок хлеба, которым у нас любят попрекать взрослые, определен законом: ребенок имеет право на получение содержания от родителей.
Самые драматичные сцены по поводу содержания детей разворачиваются после развода родителей. Суды завалены делами о взыскании алиментов. Но даже суд бывает не в силах восстановить нарушенные права детей.
В Ленинском суде год назад рассматривался вопрос об уплате алиментов состоятельного предпринимателя, хозяина одной из известных в городе фирм. Чтобы не выплачивать лишних денег родному сыну, он предоставил суду справку о зарплате в ... 200 рублей. Доказать истинные суммы заработка у суда возможности не оказалось. В итоге ребенок этого небедного человека будет довольствоваться получением алиментов в 50 рублей ежемесячно.
Зная о собственных правах, детям жилось бы гораздо легче, в трудную минуту они чувствовали бы себя более защищенными.
Только взрослым нужно позаботиться о том, чтобы знание своих прав не превратилось в отстаивание прав лодырей. Чтобы на просьбу мамы сходить за хлебом, чадо не отвечало: "Не имеете права эксплуатировать труд ребенка!". Чтобы на требование отца помыть руки не звучало, что это насилие над личностью.
Алсу ИДРИСОВА.