МВД активизировало расследование уголовного дела о судьбе контрольного пакета акций ульяновской компании "Нефтеразведка". Один и тот же пакет оказался проданным сразу двум московским фирмам - "Транс-Нафте" и "Славнефти".
Дело это было возбуждено в прошлом году в Ульяновске, но не так давно, возможно, в связи с предстоящей продажей государством акций "Славнефти", интерес к нему обострился. Следственный комитет (СК) МВД забрал материалы дела в Москву. По информации из неофициальных источников, СК подозревает, что движение контрольного пакета "Нефтеразведки" могло быть частью схемы увода активов компании "Славнефть".
История вопроса уходит на три с лишним года назад. Тогда московская фирма "Транс-Нафта" приобрела на аукционе 49 процентов акций ульяновской "Нефтеразведки". Позже ген.директор "Транс-Нафты" Владимир Кондрачук уже сам лично купил еще 2 процента. Продавцом была супруга ген.директора "Нефтеразведки" Аркадия Казберова. Таким образом москвичи взяли в свои руки контрольный пакет ульяновского предприятия. Обошлось им это в сумму порядка 3 млн рублей.
Но дальше начались странности. С приходом на пост главы области Владимира Шаманова сделки с "Транс-Нафтой" были в судебном порядке отменены. По причине, как говорилось, невыполнения московской фирмой инвестиционных условий. А потом выяснилось, что еще до того контрольный пакет "Нефтеразведки" был продан нескольким, опять же московским, фирмам, дружественным "Славнефти". Ушли акции всего за 77 тысяч рублей. Позже они, за те же 77 тысяч, были проданы одной из офшорных структур. Та продала их другой структуре, но уже за 7 млн долларов (около 200 млн рублей). Последняя, в свою очередь, перепродала акции снова в Москву, но уже другим фирмам. И вот у них-то их выкупила дочерняя фирма "Славнефти", отдав за пакет 300 млн рублей.
Таких денег эти акции, по мнению специалистов, стоить не могут в принципе. "Нефтеразведка" - предприятие слабое, в год добывает не больше 5 тысяч тонн топлива. Да и "Транс-Нафта", как выше говорилось, купила пакет в свое время всего за 3 млн рублей, а первым московским фирмам руководство "Нефтеразведки" во главе с Казберовым продало его так и вовсе за 77 тысяч. Пустив акции по кругу, их цену взвинтили до 300 млн, выплаченных в итоге из казенного кармана, поскольку "Славнефть" пока на 100 процентов государственная.
По завершении сделок президент "Славнефти" Михаил Гуцериев зачастил в Ульяновск. На встречах с Шамановым он обещал региону золотые горы. В частности, предоставить мазут, чтобы зимой (2001-2002 гг.) с ним не было аврала, а в квартирах было бы тепло. Всю ту зиму ульяновцы, как известно, мерзли. Еще Гуцериев взял на содержание два ульяновских детских дома, заявив, что с проблемами в них отныне покончено. Кое-что он успел, правда, и вручить: несколько автобусов и машины "скорой помощи". Что это были за подарки и были ли какие-то подношения ульяновским чиновникам персонально, следствие, вероятно, тоже попытается выяснить.
На сегодня Гуцериев от дел "Славнефти" отодвинут, а сама компания резко охладела к нашей области. Так, не ведется уже никакой речи об участии "Славнефти" в строительстве в Ульяновске Дворца спорта с искусственным льдом, хотя летом прошлого года об этом говорилось много.
Наряду с прочим, немалый интерес - в том числе и для всех жителей области - представляет, видимо, цена, по которой наши продали "Нефтеразведку". Сколько раз по 77 тысяч и кто конкретно получил от этого куска?
Артур ТАНИЕВ.