UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 16 ноября 2002 года №169-170



Последний поход


Нашумевший американский фильм "К-19" о трагедии советской атомной подводной лодки дошел и до ульяновцев. Сюжет фильма прост: все происходит на борту первого советского подводного крейсера с межконтинентальными ракетами в июле 1961 года. В реакторном отсеке случилась авария, грозившая ядерным взрывом. Ценою жизни восьми человек тогда удалось предотвратить трагедию.
Знали, что шли на смерть
Но это фильм, а как было в реальности? Об этом рассказал бывший мичман, ныне ульяновский пенсионер Андрей Чуждов, который принимал участие в спасательной операции, а до трагических событий даже служил на этой лодке, поэтому многое знает не понаслышке.
Подлодка "К-19", первая из советских атомоходов с ядерными ракетами, была прямым ответом США, которые еще в 1958 году создали подводную лодку "Джордж Вашингтон".
В июле 1961 года "К-19", выполняя боевые задачи, направлялась в Арктику. 4 июля, примерно в пять утра, сработала аварийная защита, упало давление в первом контуре лодки. Была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать.
В реакторный отсек направилась группа разведчиков, которая и обнаружила прорыв воды из первого контура. К этому времени в отсеке начал увеличиваться уровень радиации. Дозиметры показывали больше 25 рентген в час. Плюс ко всему увеличилась температура в отсеке, что могло привести к разрушению реактора.
Нужно было проводить сварочные работы непосредственно в отсеке реактора. Люди шли на смерть, так как там был сильный уровень радиации, а температура поднялась до 60 градусов. Тем не менее морякам удалось смонтировать установку и температура в активной зоне начала понижаться. Но все матросы из аварийной партии получили очень большие дозы облучения. И все же основную опасность - тепловой взрыв и разрушение реактора - отвести удалось.
Внутри оставаться было нельзя
Лодка всплыла на поверхность, но на корабле снова начала расти радиация. Тогда командир принял решение всему личному составу выйти на носовую надстройку подлодки.
Через 6 часов - снова тревога, произошел сбой в системе, и снижение температуры прекратилось. Опять надо было кому-то идти в отсек. И снова пошли моряки - добровольцы. Они обнаружили трещину на изгибе трубопровода, наложили резину. Вроде бы температура начала снижаться.
Но случилась новая напасть. Почти весь экипаж лодки почувствовал слабость, все были в холодном поту, многих рвало. Взбадривали себя лишь нашатырным спиртом.
Связаться с главным штабом ВМФ не было возможности. Пока "К-19" шла на большой глубине, сломалась передающая антенна.
Что делать? Радиация с каждым часом нарастает, а до базы - около тысячи миль. Тогда командир принял решение идти до ремонтной базы дизельных подлодок, которая находилась сравнительно недалеко, оттуда передать сигнал аварии в Главный штаб ВМФ.
Облучённый экипаж спасли
Сигнал "СОС" с "К-19" получила одна из дизельных подлодок, которая контролировала участок в океане. Часа через четыре экипаж этой лодки увидел на горизонте терпящую бедствие "К-19". На носовой части корабля трое матросов лежали на носилках с опухшими лицами.
Еще до швартовки дозиметрист начал контролировать уровень радиации. Но как только перенесли первую группу пострадавших, на борту ПЛ уровень радиации поднялся до 10 рентген в час. Всю одежду матросов выбросили за борт, но это не помогло снизить уровень радиации. К этому времени к месту трагедии стали подходить и другие подводные и надводные корабли, которые также стали брать на борт матросов с "К-19".
Кстати, никаких иностранных судов и самолетов в округе не наблюдалось. И слава Богу. Если бы такое случилось, то лодку сразу же затопили бы. После того как с "К-19" перенесли мешки с секретной документацией, ПЛ и надводные корабли, участвующие в операции, взяли курс на базу, в Полярный. Лучевая болезнь для членов экипажа не прошла бесследно. Многие умерли в госпиталях, другие "отделались" инфарктами да инсультами...
Арсений Королев.
Р.S. Лодку "К-19" советские подводники окрестили "Хиросимой" из-за ее репутации самой несчастливой из подлодок. Кроме аварии в Северной Атлантике, "К-19" столкнулась с американской подлодкой в 1969 году, а в 1972 году на ее борту произошел пожар (погибло 28 человек). После этого АПЛ была выведена из состава Северного флота. Из лодки выгрузили топливо, вырезали реакторный отсек и надолго оставили в Кольском заливе, близ поселка Видяево. А в этом году командованием Северного флота принято решение об утилизации ее корпуса.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz