Сегодня в театре драмы объявлен бенефис Юрия Копылова - главного режиссера и художественного руководителя театра, народного артиста России, лауреата Государственной премии. И даты подоспели солидные - 60-летие и 15 лет работы в Ульяновском театре. Вот солидности Копылов и боится. Говорит: "Мне любопытно потрясти театр. Собрать всю труппу, всех до единого, и заново растормошить этот муравейник". Потому и бенефис называется не бенефисом, а ретроспективой. Потому и покажут в этот день не один спектакль, а отрывки аж из 17-ти, начиная с "Ричарда II" и до "Генриха IV". А всего за 15 лет Юрий Семенович осуществил больше 30 постановок.
Предпочитает королей и Шекспира
Копылов не скрывает, что долго готовится к своим спектаклям. За "Ричарда II" взялся в 1974 году, это была дипломная работа художника Станислава Шавловского. И только в 1987 году спектакль появился на ульяновской сцене - первая работа здесь Копылова, первая постановка в СССР. Сейчас режиссер намерен поставить спектакль по произведению Сартра "Дьявол и Господь Бог". Книга появилась у нас в переводе 30 лет назад, тогда ее и прочитал Юрий Семенович. "Вначале показалось, что это безумно интересно, но неподъемно для театра, - говорит Копылов, - а потом время шло, шло, шло, и вот я уже ставлю эту вещь".
Юрий Семенович не может припомнить спектакля, который рождался легко. Даже репетиции "Двенадцатой ночи" вначале шли мучительно. В блеске и аплодисментах готовой работы заморочки забылись. Неожиданно Копылов говорит, что очень важным для него был спектакль "Освальд". Там играл Александр Никулин, который позже покинул труппу. Северная драматургия Ибсена конфликтовала с горячим русским темпераментом актеров, это создавало интригу. А "Медея" шла с таким эмоциональным надломом - и у режиссера, и у актеров! Исполнительница главной роли Алла Троицкая была вынуждена пройти курс адаптации у психоневролога. Сейчас Алла живет в Америке, спектакль с ее отъездом, конечно, канул в прошлое. В театре незаменимость талантов особенно ощутима. Почему после смерти Вячеслава Вершины никого не ввели на роль Ивана Грозного в "Монархах"? "Не знаю, мне даже советовали. Я думал, Александров мог бы сыграть. Но рука не поднялась", - говорит Копылов.
Если посмотреть на репертуар, который режиссер выбирает для собственных постановок, в основном это драматургия, рассказывающая о венценосных особах, на худой конец о древнегреческих философах. При этом вне конкуренции Шекспир. Кроме шуток, эти спектакли, которые говорят со зрителем на вечные темы, как правило, языком высокой трагедии или драмы, Копылов считает фундаментом репертуара. Они идут подолгу, хотя и не делают больших сборов. Без них театр может "свалиться в оперетту". В нынешнем сезоне к таким относятся "Генрих IV", "Гамлет", "Обрыв", "Лев зимой". Все ли названы?
Не сукины дети, а просто звери
- Актеры у меня, конечно, гениальные, - говорит Юрий Копылов. - Где-то в столице они могли бы стать "звездами". Но у нас другие обстоятельства. Представьте, иногда у Шеймана, Шадько, Александрова, Кустарникова выпадает по нескольку больших ролей в неделю. Это такая отдача! Знаменитый Астангов, когда ему предстояло играть Гамлета, перед спектаклем брал отпуск на несколько дней. А наши актеры не имеют возможности восстанавливаться. Они сжигают себя. Бывает так, что сегодня играют драматургию высочайшего уровня, а завтра - простенькую комедию. Это смертельные качели. При этом артист не может позволить себе схалтурить, потому что его полгорода знает.
Актеры, в каком бы возрасте ни были, они как дети, как щенята.
- А кто тогда режиссер? Лев?
- Ха! Мне как-то Товстоногов сказал, я был у него на стажировке, а он собирался на сбор труппы. "Боюсь, - говорит. - Входишь туда, как к зверям". Когда работаешь индивидуально с каждым, нет проблем. А вот если собираются все вместе - как хищники в клетке. И у меня те же ощущения.
- Юрий Семенович, а у Вас ведь актерское образование. Сейчас кого-нибудь хотели бы сыграть?
- Никого. Я могу показать актеру какую-то сцену и даже сыграть лучше него. Но на минуту. У меня преувеличенный контроль за собой. Это режиссерское качество. Когда-то в Орловском ТЮЗе замещал актера, будучи режиссером, на гастролях в Ленинграде играл Геракла в шекспировской пьесе. Это было очень тяжело, я обжегся и зарекся.
- Кого Вы хотели бы пригласить поработать в наш театр, если бы была такая возможность?
- С удовольствиеи пригласил бы к нам на постановку режиссера самого высокого класса. Но чем выше класс, тем больше требуется гонорар. Аркадий Кац получил за постановку "Мудреца" 3 тысячи долларов. А Роман Виктюк потребовал за работу над спектаклем у нас 10 тысяч длларов, мы вели с ним переговоры года 3-4 назад. Если честно, нет тех режиссеров, которых я хотел бы видеть - Ефремова, Хейфеца, Эфроса, Товстоногова.
- Юрий Семенович, а на бенефисе у Вас кресло на сцене будет? А то, я смотрю, Вы все композицию из спектаклей репетируете.
- Да я сам не знаю, куда себя посадить. И вообще, нужно ли это зрителям видеть, как разные люди подходят к режиссеру, говорят комплименты. Ну, что-нибудь придумаю.
- В ретроспективе занята вся труппа. Сколько будет идти представление?
- Первый акт, наверное, час двадцать. Потом полчаса антракт. А второе действие растянется часа на два. Плюс капустник. Думаю, к полдевятого все кончится.
- А к капустнику Вы тоже причастны?
- Ни в коем случае. Готовят, я не знаю что. Но, честно, я не люблю капустники. Когда вижу, что в моем театре Шейман выходит на сцену в одних трусах, и все считают, что это смешно, хватаюсь за голову. Капустник нужно ставить как настоящий спектакль. Хотя, боюсь показаться занудой, наверняка это будет забавно. Приходите!
Лилия ГРЕБЕНСКОВА.