Полгода назад ульяновская культура лишилась своего лидера. Игорь Кутейников был отстранен от занимаемой должности начальника Управления по делам культуры и искусства без особых объяснений. За это время у творческих людей сформировалось мнение: а нужен ли нам начальник Управления вообще, а вместе с ним и весь аппарат чиновников от культуры?
Как сказывается отсутствие руководителя в этой сфере? - с этим вопросом мы обратились к музыкантам, художникам, библиотекарям, музейным работникам, хореографам, руководителям учреждений. Высказываясь откровенно, они попросили не называть их фамилий. Суммировав их мнение, можно сделать вывод о сегодняшнем состоянии нашей культуры.
Оркестры, театры, дворцы творчества, школы, коллективы вступили в эпоху самоуправления (или самодеятельности?). Сам механизм востребованности административной надстройки сломан. Руководители учреждений, коллективов в основном собственными силами решают свои проблемы, находят спонсоров для реализации проектов. Собственно, творчество никогда и не нуждалось в управлении.
В то же время большинство деятелей культуры в затянувшейся вакантности места лидера культуры видят и огромную опасность. Сегодня эту сферу некому защитить. Наш регион по большому счету уже выпал из культурного пространства страны, поскольку к культуре первые лица области никогда не относились серьезно. Создается впечатление, что никто не знает, что с ней делать. Работники этой сферы живут с ощущением, что их мнение никого не интересует, они не востребованы. Не проходит общих собраний, на которых обсуждались бы проблемы и принимались решения. Люди творчества разрозненны, не представляют собой силу, способную двигать культуру вперед. Возможно, эта сила и не нужна нашей власти?
У области нет ни одной идеи или лозунга, объединяющего людей творчества. Надежды на "Культурную столицу" не оправдались, в нашем городе этот проект ничего не решил, ни на что серьезное не вдохновил. В то же время пусть культура и посажена на диету, но она не худеет, потенциал города все еще огромен, стоит только умело показать востребованность людей.
Отсутствие начальника Управления становится особенно заметно, когда формируется бюджет области на следующий год. В прошлом году учреждения культуры получили деньги лишь на зарплату и расходы за коммунальные услуги. В итоге из-за отсутствия финансов не нашло воплощения в жизнь множество проектов, библиотеки остались без подписки на периодику, в фонды целый год не поступали новые книги.
Почему же это кресло так долго пустует? На этот пост может согласиться только самоубийца, говорили нам. Уважающий себя человек ни за какие блага не захотел бы оказаться в роли, в какой пребывал Кутейников. Нетрудно понять, что нынешняя областная администрация, во всяком случае та ее часть, которая координирует вопросы культуры, хочет видеть на этом месте человека предсказуемого, покладистого, безропотного, по сути дела готового стоять навытяжку при любом приказе. Здравомыслящие люди считают, что перспективы работы на этом посту сегодня нет.
Чиновники обладминистрации, конечно же, пытаются подыскать кандидатуру. Многие деятели культуры от предложений отказались, некоторые согласились, но они почему-то тоже обладминистрацию не устроили. Не найдя нужного человека среди городских деятелей культуры, взоры направили в сторону села, вернее, районных центров. На сегодняшний день в списке претендентов на должность начальника Управления значится работник культуры из Карсуна.
Мнение самих работников культуры в этом выборе никого не интересует, тут демократия оказалась неуместна. А если бы вдруг пришла идея все же спросить, то ответ прозвучал бы примерно такой: в масштабах своего района этот человек, возможно, и хороший специалист, но в городе, где нужно говорить на одном языке с музыкантами симфонического оркестра, артистами театра, деятель районного значения явно не уместен. На этом месте сегодня нужен не столько хозяйственник, умеющий решать коммунальные и финансовые проблемы, сколько молодой, образованный, интеллигентный, готовый голову положить за интересы культуры. Иначе она так и будет пребывать в заболоченном состоянии.
Если посмотреть правде в глаза, то ярких лидеров в области культуры у нас и не осталось. Предыдущая команда власти, да и нынешняя, добилась того, что свежие, энергичные кадры уехали реализовывать себя в столицу.
Создавшуюся ситуацию люди творчества оценивают как позорную, сожалея о том, что до сих пор не принят закон о культуре, определяющий правовое поле, позволяющий защищать культуру от непрофессионального отношения. Наконец, чиновникам необходимо понять и назначение самой культуры. Это отнюдь не концерты и шоу, в которых у нас сейчас нет дефицита. Это нечто гораздо большее, включающее в себя духовность, нравственность, созидательность. Как понимают назначение культуры чиновники, от которых зависит ее состояние, люди культуры Ульяновска до сих пор не имеют об этом четкого представления.
Алсу ИДРИСОВА.