Александр Иванов: "Бодание властей ухудшает ситуацию"
Если верить заявлениям должностных лиц, то еще вчера в отключенные от теплоснабжения микрорайоны Ульяновска должно было поступить тепло. Правда, у нас, как в арабо-израильском конфликте, ничего нельзя гарантировать даже на час вперед. Того и гляди, кто-нибудь где-нибудь шарахнет. В истории "семидневной войны" энергетиков с мэрией сыграл свою роль и главный федеральный инспектор по Ульяновской области Александр Иванов. Что он думает о случившемся, Александр Юрьевич рассказал в интервью нашей газете.
- На сегодняшний день обострение, если тут уместен медицинский термин, закончилось, кризис миновал, и организм, на мой взгляд, пошел на поправку. Была некая критическая точка, когда казалось, что никакой договоренности между энергетиками и мэрией, между обладминистрацией и мэрией достигнуть не удастся. Были обвинения с разных сторон в мой адрес, были разные оценки роли федеральных структур. Но договоренность достигнута. Мэрия взяла на себя несколько даже большие обязательства, чем это было до сих пор. Администрация области - тоже. 200-миллионный кредит, который она берет для платы за энергоресурсы, превышает сумму, причитающуюся из областного бюджета за три месяца. Энергетики готовы снять ограничения в энергоснабжении. Все, по-моему, поняли, что ситуация настолько тупиковая, что без взаимных уступок не обойтись. Здесь сама собой вырисовывается и наша роль, оценка наших действий. Когда стало понятно, что обострение конфликта приведет к отключению всего города, главному федеральному инспектору удалось посадить стороны за стол переговоров.
- Оппоненты СМУЭК и "Ульяновскэнерго" обвиняют эти ведомства в преднамеренности, так сказать, их "злодеяний". Говорят, к примеру, что тот режим теплоснабжения, который поддерживается весь первый квартал 2002 года, не стоит энергетикам вообще никаких затрат. Это тепло - попутный продукт от производства на ТЭЦ электроэнергии.
- Насколько я понимаю, сейчас имеем следующее: счета "Ульяновскэнерго" к предприятиям и организациям за потребленные ресурсы. Шла речь об установке на теплосетях, на так называемых границах балансовой принадлежности, счетчиков, и что оплата будет согласно их показаниям. Городские специалисты говорят, видимо, что объемы тепла могут быть больше без увеличения сумм в предъявляемых счетах.
- И без увеличения затрат энергетиков...
- Возможно. Это еще одна из проблем, которая требует изучения. Разговор-то, вообще говоря, о структуре тарифов, то есть о себестоимости. Что-то в расчетах по гигакалориям явно не так. Вопрос этот уже перезрел. Сейчас энергетики говорят, что готовы показывать структуру себестоимости. Ее нужно сравнивать с другими энергосистемами и давать экспертную оценку, насколько правильно наши энергетики ее считают. При этом важно, чтобы приглашенной аудиторской фирме доверяли все стороны, включая мэрию.
- Без такой проверки структуры тарифов не может, наверное, идти речь об их изменении?
- Ситуация такова, что все свалилось в одну кучу, и мне как главному федеральному инспектору предстоит, видимо, и здесь выступить в роли какого-то буфера. Скажу сразу, что есть вопросы и к предприятиям ЖКХ, в смысле их эффективности. Что-то город в этом плане уже делает, создает, в частности, единый кассовый центр, куда будут стекаться, минуя ЖКХ, все деньги, а уж мэрия будет производить расчеты с энергетиками.
- ...Установив предварительно, что сколько реально стоит. Вопросов почему-то больше все-таки в адрес энергетиков. Есть, к примеру, мнение, что наши ТЭЦ могли бы спокойно обеспечить город дешевой электроэнергией, но она производится на ТЭЦ в минимальном объеме. Остальное закупается вне области. Это выгодно, дескать, посредникам, делающим на перепродажах навар. А они - структуры все того же РАО "ЕЭС".
- И с этим необходимо разбираться.
- Что планируется делать в ближайшие дни?
- В течение недели необходимо определиться по принципам принятия мер на весну-лето. Нужен хотя бы грубый подсчет, сколько средств на энергоснабжение закладывается в городском и областном бюджетах и на какие суммы идет потребление. Каков дефицит и за счет чего он может быть покрыт. Меры тут есть и болезненные - повышение тарифов, - и обратного рода - снижение себестоимости.
- Мало кто теперь не видит, что область и город вновь конфликтуют. История повторяется. Федеральный центр это беспокоит?
- Безусловно. Любая проблема имеет несколько решений. Вопрос в том, способны ли предпринимаемые меры улучшить ситуацию или они ее ухудшают. Бодание властей ситуацию ухудшает. Свою задачу, задачу главного федерального инспектора, я вижу в том, чтобы все протекало в рамках закона. Чтобы на территории области выполнялись все правовые акты, включая и сферу реформирования ЖКХ. Я уже говорил как-то, что прорабатывается возможность - это уже озвучивалось президентом - введения, в случае суперкризисных ситуаций, внешнего управления. Центра - над субъектом федерации, субъекта федерации - над муниципальным образованием. Пока в вопросах бюджетов.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ.