Выступая в Законодательном Собрании Ульяновской области на заседании по обсуждению бюджета 2002 года, главный федеральный инспектор по Ульяновской области Александр Иванов высказал свою точку зрения на бюджетную политику в регионе.
В интервью "СК" он пояснил некоторые моменты этой темы.
- Александр Юрьевич, стал ли, на Ваш взгляд, бюджет 2002 года документом, определяющим стратегию развития области?
- Бюджет по своему предназначению является документом именно стратегическим. Однако он принят поздно (год уже начался), и, судя по контексту обсуждения этого закона, слишком разные подходы попытались применить при формировании бюджета. Так что вряд ли можно считать этот документ стратегическим.
Тем не менее, если проанализировать бюджеты последних лет, можно говорить об определенной стратегии. Идет устойчивое сокращение доли расходов на социальную сферу. За три последних года уменьшено финансирование образования, здравоохранения, социальной политики. Тем не менее статья расходов на ЖКХ увеличивается, хотя финансирование осуществляется не полностью. Растут расходы на гос.помощь бюджетам муниципальных образований и на гос. управление.
- Но это-то вряд ли можно считать положительной тенденцией.
- Бюджет следует оценивать не с точки зрения его "справедливости", "правильности", а с точки зрения его оптимальности и прозрачности. Увеличение расходов на гос. управление может быть оправданно, например, если в итоге от этого будут увеличиваться и доходы бюджетникам. Но критерии эффективности использования бюджетных средств пока слишком неопределенны. Не потому ли растут долги перед энергетиками, сокращаются объемы промышленного производства, и этот процесс продолжился и в январе текущего года. В этой ситуации можно было бы взять за образец структуру бюджета успешных регионов.
К примеру, в бюджете Самарской области доля расходов на образование составляет 33%, финансирование муниципальных школ осуществляется областью (в соответствии с так называемым "нормативным финансированием"), и там практически нет долгов по заработной плате учителям (за исключением г.Самары). Так почему бы нам не использовать положительный опыт, который к тому же предусматривает получение средств по федеральной программе реформирования образования?
- Насколько бюджет области чист с точки зрения закона?
- Заключение об этом могут дать правовое управление обладминистрации и управление Министерства юстиции, куда мы обратились с просьбой провести правовую экспертизу. На наш взгляд, несоответствия есть. Самые существенные - отсутствие суммы в 754,126 млн руб., предназначенных Законом РФ "О федеральном бюджете на 2002г." на дорожное строительство и 8,9 млн руб. на летний отдых детей. Есть и другие примеры (в том числе несоответствия наименований групп, подгрупп, статей и подстатей доходов кодам бюджетной классификации РФ и т.д.). Кстати, контрольное управление президента РФ в ходе проверки отметило нарушения, связанные и с использованием бюджетных средств, именно из-за нарушения законодательства. На мой взгляд, приостановка действия отдельных статей Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновской области" приведет к нарушению Бюджетного кодекса РФ.
- Что может, видимо, помешать пополнению бюджета средствами федеральных программ?
- В этом мы уже отстаем. Объем финансовых трансфертов в текущем году составит в область 2,2 млрд руб. В то же время Мордовия получит 3,1 млрд, а Чувашия - более 3,5 млрд. По одной только федеральной программе "Выравнивание социально-экономического положения субъектов РФ" дифференциация такова, что Мордовии причитается по ней 224 млн руб., Чувашии - 100 млн, а Ульяновской области - только 22 млн. Кроме того, по кредитам международных финансовых институтов эти две республики получат 90 млн руб., а Ульяновская область такие кредиты не получает вообще. Вывод можно сделать следующий: есть механизмы привлечения дополнительных финансовых средств, которые используются другими территориями. На их опыте можно и нужно учиться.
- Деньги даются Москвой в долг?
- Некоторые суммы выделены либо в виде единовременной помощи, либо в виде компенсации на выплату повышенной с 1 декабря 2001 года заработной платы бюджетникам (вполне возможно, учитывая сложность ситуации, обещанная Ульяновской области сумма - 140 млн руб. - может быть увеличена). При необходимости Минфин может предоставить и т.н. кратковременную "ссуду на покрытие кассового разрыва", вот эту ссуду необходимо будет вернуть.
- Ваш прогноз: как сложится этот финансовый год?
- Мы привыкли жить в надежде, что завтра будет лучше, чем сегодня. Поэтому, занимаясь планированием, стремимся к улучшению показателей не только в ближних, но и прежде всего в долгосрочных планах. Но нужно смотреть на вещи реально. А тогда следует признать, что завтра не всегда будет лучше, чем сегодня. В этом плане открытость, отказ от неэффективных действий и деклараций принесет только пользу. А это потребует уже иных стратегий в планировании действий. Тогда действительно будем жить лучше.
Записал Егор ИЛЬИН.