В детстве Олег Романцев и не мечтал, что станет футболистом такого класса. Он рос вместе с братом и сестрой. Отец оставил семью, когда дети еще учились в школе. Мама работала закройщицей в ателье и получала 90 рублей. Поэтому в каникулы Олег подрабатывал помощником грузчика на домостроительном комбинате за 40 рублей в месяц, которые очень помогали семье. Он быстро взрослел. Во-первых, внутренне, так как рано понял, что значит зарабатывать деньги на хлеб. А во-вторых, где-то в пятом классе за лето вырос почти на 11 сантиметров и в 12 лет выглядел 16-17-летнем парнем.
По профессии Романцев мечтал стать машинистом. А в школе начал заниматься баскетболом. Он вошел в сборную Красноярского края и даже стал капитаном. Но когда тренер отворачивался, все время норовил забросить мяч в кольцо не рукой, а ногой. Наверное, именно тогда понял, что ногами бить по мячу ему нравится гораздо больше. С этим Романцев и пришел в большой футбол.
Позже Олег Иванович назовет себя авантюристом в спорте. "Хотя бы вспомнить, как уехал из Красноярска, из трехкомнатного "гнездышка" в центре, из города, где меня чуть ли не на руках носили. Да еще и с маленьким сынишкой. Приехал в Москву, не зная, что будет дальше. Или еще пример, когда пригласили в "Спартак" тренером. Мне, 36-летнему человеку, по футбольным меркам практически пацану, "золотому мальчику", как окрестил меня Дедушка (так с большим уважением и любовью называли между собой в команде Николая Петровича Старостина), предлагают такую народную команду. Это тоже можно назвать авантюрой, ведь все пугали и говорили: отыграешь одну-две игры, тебя выгонят и останешься безработным. Но я никого не послушался, так что меня можно назвать рисковым".
Олег Иванович не боится идти на конфликт с игроками, заболевшими "звездной болезнью", опуская их на землю и помогая стать снова такими же, какими их полюбили, и за счет чего они добились успеха. И даже когда тренер отдыхает, он гоняет на своей машине (в будние дни Романцев ездит с шофером), или читает Достоевского вперемежку с детективами, или отбывает на рыбалку.
Что же остается семье в таком безумном ритме жизни Олега Романцева?
- Семья мне очень помогает, - говорит Олег Иванович. - Жаль, что детей как раз из-за моего безумного ритма воспитывала практически только жена. Но Наталья знала, когда выходила за меня замуж, что жизнь наша будет не из легких. Сборы, соревнования. В первое время Наталья даже календарь вела, считая, сколько дней я дома. И как-то насчитала 26.
Иногда жена сопровождает его на выездные матчи и давно усвоила правило: живи, где хочешь, делай, что хочешь, главное - не мешай, на глаза не показывайся. Романцев к таким вещам относится очень строго. И во время чемпионата мира-2002 в Японии устроил нашей сборной суровый карантин: жен и подруг с собой не брать, за два дня до матча не прикасаться к картам, не подходить к бильярдному столу, компьютеры-ноутбуки оставить дома, выход за пределы базы запрещен. Игроки сборной жили по двое в комнате, чтобы не замыкались в себе, и даже в столовой их рассадили так, чтобы рядом оказались представители разных команд, пусть, мол, общаются. Для поднятия духа взяли с собой фильмы Гайдая, Рязанова.
Теперь мы знаем, что все это не помогло. А Романцев еще накануне отъезда в Японию охладил пыл шапкозакидательских болельщиков: "Надо смотреть на вещи реалистично, - сказал он в одном интервью. - Отечественный футбол сравнительно молод. Мы находимся в начале пути. При этом не забудем: футбол совершенно непредсказуем, и любые прогнозы не стоят ломаного гроша. Мало быть сильным, надо быть еще и фартовым, удачливым. Хочется верить, в Японии везение будет на нашей стороне".
Что творилось в раздевалке российской сборной после поражения от команды Бельгии, стало ясно, когда игроки стали появляться в смешанной зоне. Дмитрий Сычев в темных очках, скрывающих красные глаза, отмахивался от журналистов. Валерий Карпин не скрывал: "Не знаю, как для кого, а для меня жизнь закончилась". У хладнокровного вратаря Руслана Нигматуллина дрожали руки. Все понимали состояние ребят и жалели их, но тренера... Олег Иванович Романцев не показался на люди. И когда на экране телевизора появился Сергей Павлов, второй тренер сборной (журналисты наблюдают за пресс-конференцией тренеров на мониторах), только российский сектор начал хохотать и улюлюкать.
- Да, обвинят, знаю, - как будто предвидел такой исход Романцев задолго до начала чемпионата. - И морально уже готовлюсь к тому, что предстоит выслушать. Тренер - всегда крайний. Тем более тренер сборной, выступающей на чемпионате мира. Все мои коллеги обречены на жесткую критику. Хорошо, если дело ограничится словами. Вспомните, как в Бразилии на площадях сжигали чучело тренера Феолы, когда торсида посчитала, будто команда провалила выступление на мундиале. Феола долго не мог вернуться в страну, не был уверен в собственной безопасности. Всем тренерам рано или поздно приходится испить горькую чашу, неизбежно наступает момент отставки или добровольного ухода из команды. У меня нет никаких иллюзий на этот счет.
Романцев выбрал добровольный уход. После поражения от сборной Бельгии тренерский штаб национальной команды России в полном составе подал в отставку. О том, что Олег Романцев, Михаил Гершкович и Сергей Павлов покинут свои посты в случае невыхода сборной России из группы "Н", бывший главный тренер заявлял еще перед началом чемпионата мира. И сдержал свое обещание. Это решение обсуждалось, как сообщила пресс-служба, 40 минут. Официально вопрос от отставке решится в июле, на заседании исполкома Российского футбольного союза (РФС).
Что дальше? Сместят ли Романцева и назначат главным тренером варяга, как это сделали японцы и корейцы? (Только вчера топ-менеджеры нефтяных компаний "Лукойл" и "Юкос" Леонид Федун и Василий Шахновский заявили, что готовы оплачивать услуги тренера-иностранца в пределах $300-600 тыс. в год.) Или поступят, как французы после проигрыша в полуфинале мирового чемпионата 1982 года? (Тогда Франция была разбита на восемь регионов, и в каждом из них открыты футбольно-общеобразовательные школы, в результате этой планомерной работы французы победили на чемпионате мира 1998 г. и через два года - на Euro.) Впрочем, президент РФС Вячеслав Колосков не исключает, что Олег Романцев останется во главе сборной России. Ведь что бы там ни было, а он за последние 15 лет стал одной из самых значительных фигур в нашем футболе. Болельщики относятся к нему по-разному. Кто-то винит за неудачу в работе со сборной и за непростые отношения с прессой и некоторыми игроками. Другие же справедливо вспомнят, что Романцев был и остается самым стабильным и самым выигрывающим российским тренером последнего десятилетия. Вновь приняв сборную в декабре 1999 года, он взвалил на себя очень тяжелую ношу: совмещение постов тренера сборной и московского "Спартака". Видимо, она оказалась непосильной.
Софья РЫЖОВА, по материалам Интернет-изданий.
Досье
Олег Иванович Романцев родился 4 января 1954 года в Рязанской области. Свою футбольную карьеру начал с выступления в команде "Автомобилист" г.Красноярска в 1972 году. С 1976 по 1983 гг. играл за столичный "Спартак"; с 1979 г. был его капитаном, в его же составе стал чемпионом СССР (1979), призером чемпионатов России (1980-1982). За сборную команду СССР провел 15 матчей (1980-1982), из них 11 - в качестве капитана, став в ее составе бронзовым призером игр XXII Олимпиады (1980).
Выпускник Московского областного института физкультуры. Мастер спорта международного класса. Заслуженный тренер России.
В 1989 г. был назначен главным тренером "Спартака", тогда же команда выиграла чемпионат СССР. За последние восемь лет "Спартак" во главе с Романцевым семь раз становился чемпионом России и трижды - победителем Кубка России, полуфиналистом Кубка чемпионов (1991), Кубка кубков (1993), Кубка УЕФА (1998).
С 1994 по 1996 гг. и с 1998 г. - главный тренер сборной России по футболу, которая завершила 1999 г. с наилучшим в Европе показателем: 7 побед и 2 ничьи в 9 матчах.
Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1995). Женат, имеет двух сыновей и внуков. Ну, а кому любопытно, по гороскопу Романцев Козерог.