Китайцы, вьетнамцы, таджики, азербайджанцы и прочие мигранты из ближнего и дальнего зарубежья приехали в Ульяновск кто зачем и стали неотъемлемой частью местного народонаселения.
Попрошайки
Каждое лето на центральных улицах появляются цыганские таджики - их еще называют "люли". Они селятся большими семьями на Опытном поле и стали уже местной достопримечательностью, привычно вписавшись в городской пейзаж. И если раньше таджики мирно сидели на тротуарах, выпрашивая денег на хлеб, то теперь их тактика попрошайничества изменилась. Стоят в магазинах или у киоска, напротив очереди. Одну руку протягивают к кассе, в другой держат грудного ребенка, правда этот "ребенок" постоянно плотно завернут в старое тряпье. Дети, что постарше, на улицах и в автобусах теперь не только поют песни типа "Ветер с моря дул", но и пристают к прохожим, дергая их за одежду: "Дай деньги!". Примелькался на улице Гончарова и здоровенный парень с маленьким ребенком на руках, который не пропускает ни одного прилично одетого прохожего. Глаз у него, надо сказать, наметан. К старушкам и старикам даже не подходит.
К сожалению, пробелы в законодательной области позволяют многим нынешним гостям заниматься попрошайничеством и не бояться наказания. Иностранцами этих людей сложно назвать, так как с Таджикистаном у нас действует безвизовый режим. В лучшем случае, их просто попросят уйти с улицы.
Едут на заработки
В Ульяновске сложилась стабильная миграционная обстановка. Однако точное число мигрантов вряд ли знают и сами сотрудники специальных служб (по неофициальным данным, в городе более трех тысяч человек из ближнего и дальнего зарубежья).
Что же их тянет в наши края? О вынужденной миграции, когда многие уезжали из родных городов из-за войн, беспорядков и конфликтов на национальной почве, сейчас речь не идет. Теперь у нас четко выраженная экономическая причина миграции. Официальным и неофициальным путем многие приезжие зарабатывают себе на жизнь исключительно торговлей, привозя в наш город из южных краев овощи и фрукты. Компетентные органы не в силах уследить за всеми. Да и гастролеры стали похитрее, ставят свои машины не на самом рынке, а вблизи. При первых же признаках проверок закрывают фургоны.
Все нелегалы - это еще и головная боль санитарных врачей, так как у многих торговцев отсутствуют медкнижки и не известно, какими болезнями они болели или болеют в настоящее время.
Правда, в этом процессе есть и свои плюсы: иностранный "инвестор" создает рабочие места. Например, на китайском рынке в палатках продавцы - в основном местные женщины (заработок - от одной тысячи рублей, в зависимости от продажи). С машин-фургонов также торгуют представители слабого пола (здесь зарплата зависит от умения обвешивать). Как правило, иногородние работодатели конвертируют своим сотрудникам зарплату черным налом, что оборачивается большими потерями для городской казны.
На китайском рынке, как правило, еще и самые низкие во всем городе цены на ширпотреб (джинсы - от 300 руб.), поэтому многие ульяновцы предпочитают одеваться только там. Да и к китайцам и вьетнамцам особо не придерешься. Все необходимые документы они оформляют в Хабаровском крае, потому свободно передвигаются по России, добираясь и до Ульяновска.
А пенсионеры - против!
Многие пожилые ульяновцы, которые приторговывают на рынках, возмущены действиями "черных" торговцев. В редакцию обратилась одна женщина и пожаловалась, что бабушек, торгующих укропом да редиской, двое охранников стали гонять с насиженных мест. Торговые столы возле Камышинского рынка вдруг стали не доступны для них. Защитница пенсионеров считает, что все эти места отданы азербайджанцам, которые якобы выкупили их за 5 тысяч рублей.
Мы попытались разобраться в этой ситуации. В Засвияжской администрации нам пояснили, что, действительно, районная администрация запрещает торговать старушкам на прилегающей к рынку территории. Но дело здесь не в национальности продавцов, а в официальном разрешении на торговлю. После бабушек остается много мусора, который потом никто не убирает. А официальные продавцы, которые сейчас сидят на этих местах, за собой все подчистят.
Арсений Королев.