Первая половина июня для жителей Сурского района - это пора нашествия черной мошки. В прошлом году из-за этих кровососов там погибал скот. Насекомые, в невероятных количествах набиваясь в ноздри телят, делали надрезы на слизистой, после чего животные захлебывались собственной кровью.
- По России черная мошка распространена в основном в тундре, тайге, там, где людей мало. Ульяновская область - это первая точка на карте России, где она появилась в густонаселенном районе, - рассказывает Сергей Ишуков, студент естественно-географического факультета УлГПУ. Сам Сергей родом из Сурского района и, видимо, потому, что о бесчинствах черной мошки знает не понаслышке, два года назад заинтересовался ею основательно. Для начала ознакомился с трудами Алексея Исаева - энтомолога, который первым в нашей области, еще в 1995-м году, серьезно занялся черной мошкой. Этим летом Сергей примет участие в 12-м съезде Русского энтомологического общества, который пройдет в Санкт-Петербурге. Там он выступит со стендовым докладом, который подведет итог его двухлетним исследованиям.
А пока каждая поездка Сергея домой, в село Никитино, - повод продолжить свои наблюдения. В этом году он зафиксировал первый массовый вылет черной мошки 27 мая, на неделю позже, чем в прошлом. Сказались погодные условия. Дело в том, что свои яйца черная мошка откладывает в ручьи, и срок их созревания зависит от температуры воды.
Июньское, первое, поколение мошки (всего за лето бывает два-три) - самое активное и многочисленное. Тучи насекомых роятся с девяти утра и до семи вечера, донимая скот и людей, которые как раз в эту пору проводят практически весь день на полях и огородах.
Черная мошка не знает преград: она легко забивается под одежду, маски и кусает. А точнее - делает надрез на коже и орошает его токсином, который подобен человеческому гормону. Попадая в кровь в большом количестве, он вызывает у человека расстройство движения, повышение температуры и даже галлюцинации. Особенно подвержены действию токсина женщины. Кроме того, этот яд долго не позволяет крови свертываться. На месте укусов (а их, как правило, бывает немало) образуется значительный отек, в середине которого остается небольшое красное пятнышко.
Подобные следы прошлым летом обнаруживались и на телах некоторых горожан. Неужели черная мошка добралась уже и до Ульяновска?
- Единичные особи, возможно, и встречаются. Вероятнее всего - в лесопарковой полосе, на дачных участках пригородной зоны. Там, где есть водоемы с проточной водой, - говорит Сергей. - В Винновской роще много ручейков, подходящих для черной мошки как среда обитания.
В принципе, между Сурским районом и Ульяновском настолько активное сообщение, что завезти мошку в город очень просто. Кроме того, мошка хороший "летун", за день она может преодолевать расстояние в пятьдесят километров. Однако на ее пути из Сурского к Ульяновску есть серьезная преграда - мощный лесной массив, за который она пока перевалить не может. А если бы такое вдруг случилось, то, по предположению Сергея Ишукова, ей понадобилось бы не более трех лет, чтобы обосноваться в Майне, Тагае, а затем и в Ульяновске.
В Сурских лесах, в болотах, черная мошка жила давно. В конце семидесятых годов люди сами проложили ей дорогу к своим жилищам, начав вырубку лесов в водоохранной зоне. Как следствие - поднялись грунтовые воды. Из болот, которые были заселены черной мошкой, начали стекать ручьи, по которым личинки насекомых спустились в реку и по ней вышли на равнину. Оказалось, что остановить нашествие черной мошки гораздо сложнее, чем спровоцировать его.
Сергей говорит, что бороться с черной мошкой можно. Например, с помощью ядов, которые добавляют в водоемы. Они действуют только на этих насекомых. Такой опыт работы есть в Латвии, Европе. Можно бороться с мошкой и, что называется, вручную: переворачивать камни в ручьях, на которых живут ее личинки, вытаскивать их на сушу, опускать уровень воды в водоемах. Словом, всячески использовать тот фактор, что личинки мошки на суше не живут.
И все-таки - на сегодняшний день черная мошка полностью захватила Сурский район, почти весь Карсунский, Барышский, Инзенский и граничащие с Ульяновской областью Чувашию и Пензенскую область.
Кстати, наша "сурская" мошка уже дважды подвергалась исследованиям. В 1995 году - в Петербурге, в зоологическом институте РАН. Там ее определили как черную. А два года назад в Германии было установлено, что это не черная мошка, а красноголовая. По сравнению с черной она еще более опасна, потому что очень быстро распространяется. Если у черной достаточно замкнутый ореал обитания, то красноголовая распространяется по всей Европе в лесостепной зоне. Правда, принципиально это открытие ничего не изменило. В народе мошку-мучительницу до сих пор так и называют - "черная".
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.