Почти в каждом номере любой местной газеты поднимается вопрос о горячей воде, теплоснабжении, коммунальных платежах. Критикуют всех: городские и областные власти, руководителей предприятий энергоснабжения и, конечно, Чубайса. Действительно, вопрос важный, и о нем необходимо писать. Однако, кажется, он отодвинул другие. Не менее важные, а может быть, более важные проблемы Ульяновской области. Одна из таких - безработица.
В отчете областной администрации за прошлый год ей было посвящено несколько строк. Констатировалось, что уровень безработных в 2001г. составил 1,83 процента против 1,42 процента в 2000г. И все! "Цифры, несмотря на рост почти на 30 процентов, не запредельные, и обвала безработицы не наблюдается, - успокаивают нас чиновники, - тем более что никаких серьезных акций и требований по обеспечению работой нет".
Однако в нечастых публикациях по проблеме занятости в нашей области, как правило, происходит подмена двух понятий - зарегистрированные безработные и общий уровень безработицы. По свидетельству Центра исследований рынка Института экономики РАН, общий уровень безработицы в России в 5 раз выше уровня зарегистрированной безработицы. К сожалению, показатели нашего региона не лучше средних по стране. Поэтому цифру 1,83 можно смело умножать на 5. Получим более 9 процентов. А это уже серьезно. Но и это еще не все. До 70 процентов предлагаемых вакансий в государстве находятся на полуживых предприятиях, с низкой заработной платой. Опять же, наша область здесь с лучшей стороны не отмечается. В странах с развитой рыночной экономикой человек, получающий зарплату ниже прожиточного минимума (у нас 1509 рублей), относится к категории частично занятых, поскольку он не может на свои доходы обеспечить себя и свою семью. А рабочих мест у нас в городе, и тем более в районах, где платят символическую зарплату, - предостаточно. И если к 9 процентам полностью безработных прибавить 40-50 процентов работающих, у которых доход в расчете на всех членов семьи ниже прожиточного минимума, то результат получится плачевный. Не случайно более 55 процентов населения в области живут за чертой бедности.
"Почему при существующей безработице остаются незанятые рабочие места?" - наигранно удивляются отдельные чиновники и руководители предприятий. А ответ простой: нельзя называть работой, рабочим местом то, что не может обеспечить сносную жизнь населению. Была бы нормально оплачиваемая работа, и повышение тарифов на коммунальные услуги волновало бы людей намного меньше.
Теперь о том, что никто не протестует, не машет красными флагами и лозунгами: "Даешь работу и достойную зарплату!". Люди просто понимают, что от таких действий толку мало, и выбирают другие формы протеста. Например, уход в теневой бизнес, начиная с репетиторства и заканчивая проституцией. В МВД считают, что на сером рынке труда занято до 60 процентов трудоспособного населения. Естественно, налоги они не платят. Если этот показатель сократить вдвое и вывести этих людей из "тени", то можно решить проблему и отопления, и горячей воды. А у нас опять единственный выход - повышение тарифов.
Другой формой социального протеста является рост криминала в среде безработных и малоимущих. Почитайте сегодня сводки преступлений. Описание каждого второго криминального эпизода начинается со слов: "Нигде не работающий гражданин..." и т.п. Еще 10-15 лет назад на селе преступления были достаточно редким явлением. Сегодня и там убийства, грабежи, кражи стали обыденными событиями. Добавим сюда рост пьянства, наркомании, заболеваний СПИДом. Женщины перестали рожать - нечем кормить детей. Падает численность населения, а это пострашнее демонстраций и митингов. Наиболее квалифицированные кадры покидают область и Россию. А мы все не замечаем никаких акций протеста. Получается, что 55,2 процента населения, живущих за чертой бедности, - дураки и бездельники, которые не могут производительно работать и получать достойную зарплату.
Безусловно, во многом это результат "мягкого вхождения в рынок". Однако за полтора последних года не видно, чтобы власть - как городская, так и областная - серьезно занялась этой проблемой, и ситуация не только не улучшается, но и ухудшается. В Германии в результате массовой безработицы к власти пришли фашисты. Мы чего ждем?!
Вячеслав ГАВРИЛОВ.