UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 12 января 2002 года №4-5



К конкуренции нужно готовиться с детства


"В наше время очень важно воспитать в детях устойчивость к негативным проявлениям современного общества. Нужно подготовить их к участию в конкурентной борьбе за место в хорошей школе, хорошем вузе, за хорошее рабочее место, в чем в советские времена не было столь острой необходимости. А для этого нужны хорошие знания, здоровье, уверенность в себе", - считает доктор психологических наук, профессор Наталья Синягина. Она является автором методики, по которой работают две ульяновские школы - №84 и №88. Методика основана на личностно-ориентированном подходе. Ее реализация дает хорошие результаты.
Живет и работает Синягина в Москве, где она возглавляет "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи", а в Ульяновск приезжает по делам "своих" школ. Во время ее последнего визита и состоялась наша беседа о нынешнем состоянии школьного образования и о его перспективах.
- Чем шире родители заложат горизонты для своего ребенка, тем дальше он пойдет, - говорит Наталья Юрьевна. - Я знаю семью, где сын однажды упрекнул мать в том, что она в свое время не "надавила" на него и не заставила ходить в музыкальную школу. Сейчас ему бы эти знания очень пригодились, но, увы, время упущено, а, будучи ребенком, заниматься музыкой ему было просто лень. Иногда такое своеобразное насилие ребенку необходимо. Те родители, которые много вкладывают в свое дитя, много затем и получают. Безусловно, правы те, кто тщательно подбирают школу, учителей. Я всегда выступаю за то, чтобы родители ходили на уроки и своими глазами видели, насколько занятия с данным учителем полезны для ребенка. Я считаю, что так было бы правильно, хотя чаще всего учителя присутствия родителей на своих уроках не приветствуют.
- Не секрет, что во многих школах, особенно в старших классах, отношения между учениками и учителями складываются не лучшим образом. Учителя оскорбляют учеников, те, в свою очередь, тоже за словом в карман не лезут. Как быть в таких ситуациях?
- Однажды в одной из московских школ мне пришлось столкнуться с учительницей, которая сказала ученикам: "Таких бестолковых, как вы, я больше нигде не видела". За такие слова администрация любой нормальной школы должна этого учителя немедленно уволить. Ребенок - это личность, и он, в отличие от учителя, имеет право на ошибку. А учителю, выражающемуся о своих учениках таким вот образом, можно задать вопрос: "Если вы такая умная, почему же не сделаете такими же своих учеников?"
- Но чаще все-таки ученики ведут себя недопустимо, провоцируя взрослых.
- Если в школе ученики позволяют себе оскорблять учителей, то это недоработка и самих учителей, и руководства школы. Они не смогли воспитать в детях уважение к педагогам, не вложили в них свой труд, свои усилия. В такой школе нужно как можно быстрее менять всю систему воспитания. Ведь от того, как мы воспитаем сегодняшних детей, зависит, как мы будем жить завтра.
Хочу привести один пример. Два директора детского дома разговаривают о своей работе. У одного из них прекрасный детский дом. Там все очень красиво обустроено, с душой. У второго наоборот - казенная обстановка, без излишеств. Он обосновывает такое состояние тем, что эти дети и так ничего хорошего в своей жизни никогда не увидят. Дескать, нечего к хорошему привыкать. А первый директор, наоборот, считает, что хорошее нужно показывать, чтобы к нему стремились и добивались. Что странно, любая аудитория, где я рассказываю этот случай, делится примерно поровну на сторонников первой и второй точек зрения. Я же считаю, что в детей нужно вкладывать, они это чувствуют и никогда не ответят злом на добро.
- Наталья Юрьевна, несколько лет назад школьная педагогика переживала бум. Создавались новые методики, появились классы, обучающиеся по той или иной системе. На этой волне, кстати, в Ульяновске появилась и авторская экспериментальная школа №84, которой в этом году исполнится десять лет и которую вы курируете с момента создания до сегодняшнего дня. После этого бума вроде бы наступило затишье?
- Вовсе нет. В образовательной сфере по-прежнему подъем инновационных процессов. Сейчас и на Западе, и у нас становится очень популярной идея терпимости, чаще ее называют иностранным словом "толерантность". Это значит, что люди вообще, и педагоги в частности, должны быть терпимы друг другу, уважать точки зрения, отличающиеся от своей. А у нас ведь в школах как бывает: молодые учителя конфликтуют со старшими, обвиняя их в косности, старые, в свою очередь, обвиняют молодых в отсутствии опыта. Хотя наиболее полезным для дела было бы объединение усилий тех и других.
В Москве сейчас появляется все больше школ, где обучаются, например, только младшие классы, только среднее или старшее звено. Таким образом удается снимать множество проблем.
- Сейчас много говорят о том, что через несколько лет в школах станет некого учить. Рождаемость упала. Руководство образованием ломает голову, куда девать "лишних" учителей, и ни разу не было высказано предложение уменьшить количество учеников в классах. Делать классы не по тридцать, как сейчас, а, например, по пятнадцать человек.
- На самом деле, все дело в финансировании, оно рассчитывается исходя из того, что в классе будет не менее 25 человек. Хотя в Законе "Об образовании" сказано, что школа сама вправе определять, сколько учеников будет обучаться в одном классе. Перейти на классы по 12-15 человек вполне реально, это благоприятно скажется на качестве образования. Было бы желание у администрации школы и местного руководства.
Нелли ПИСКУНОВА.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz