UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 12 января 2002 года №4-5



За кулисами - все соперники


Интервью в "СК" в прошлую субботу с Геннадием Журавлевым, бывшим директором филармонии, ныне руководителем Центра культурных инициатив, получило большой резонанс среди читателей газеты, работников культуры. Потому как Геннадий Журавлев затронул болевые точки местной культуры, высказал вслух часть проблем, которые обсуждаются лишь в кулуарах. В том числе он усомнился в целесообразности нового хореографическго отделения УлГУ, в котором студентов будут обучать местные кадры, в то время как город нуждается в "свежей крови", привлечении профессионалов из других городов. Создание ТЮЗа, по мнению Журавлева, также рождает множество вопросов.
Сегодня высказывает свою точку зрения на затронутые темы руководство УлГУ. Мы публикуем интервью с ректором УлГУ Юрием Полянсковым и проректором, деканом факультета культуры и искусства Татьяной Никитиной.
Юрий Полянсков:
- Господин Журавлев взял на себя роль эксперта, однако начал свою деятельность не столько с анализа конкретной ситуации, а с критики. Я всегда был за критику, но конструктивную. Сомнения в целесообразности открытия, непонимание, которое господин Журавлев высказал в адрес специальности по хореографии, - мы это уже проходили, когда создавали медицинский факультет. Как аргумент наши противники называли Самару, Казань, где есть медицинские институты. Но при этом не учитывали, что 95 процентов ульяновских абитуриентов, поступивших в эти вузы, домой не возвращались. Закончив наш медфак, 90 процентов выпускников остаются в нашем городе. Ситуация так же складывалась и с факультетом культуры и искусства. Противников было много, но сейчас наши факультеты признали и Минздрав, и Министерство образования.
Недавно я был в Димитровградской школе художественной гимнастики, где занимаются дети до 14 лет. Спрашиваю преподавателя: "Куда ваши воспитанники дальше пойдут?". Они уходят из спорта в другую профессию. Достигают определенной планки, но возможности продолжать учиться нет, хотя и есть желание. То же самое и с хореографией. У нас много студий, ансамблей, а что дальше? Не все имеют возможность ехать учиться в Петербург, Пермь. А специалисты нужны, особенно в селах.
- Вы надеетесь, выпускники с университетским образованием поедут работать в сельские клубы?
Татьяна Никитина:
- Сегодня в село не едут и молодые педагоги, и медики, но по другой причине. Для специалистов на местах нужно создавать условия - давать квартиру, достойную зарплату.
- Сельские кадры сейчас готовит училище культуры. Вы планируете его включить во вновь создаваемый университетский комплекс, тем самым УлГУ не разрушит уже сложившуюся систему подготовки специалистов для села?
- Средние учебные заведения, в том числе училище культуры, которые войдут в университетский комплекс, сохранят свое юридическое лицо, но его учредителями выступят областная администрация и УлГУ. Изменения в работе училищ произойдут в финансировании, в совершенствовании программ обучения. УлГУ будет определять идеологию обучения. Выпускники будут получать университетский диплом о среднеспециальном образовании. И могут также, как раньше, устраиваться в городские, сельские учреждения культуры. Те, кто захочет учиться дальше, смогут поступить сразу на третий курс университета. По этой схеме у нас уже работает юридический колледж.
Я не отрицаю, что проблемы в культуре есть. В том числе недостаток кадров, обученных современным технологиям. УлГУ сегодня способен решать эту проблему, он стал центром культурной жизни Ульяновска. Несколько лет назад дать мастер-классы нашим студентам приезжали видные деятели культуры: Николай Петров, Марк Розовский, Ирина Антонова и другие. Их приезд становился событием для интеллигенции всего города. Мы намереваемся возобновить подобные встречи, хотя это дорогостоящие проекты. Есть договоренность с народной артисткой России Элиной Быстрицкой, ульяновцы могут встретиться и с Николаем Дроздовым, и с другими известными людьми творчества.
Геннадий Журавлев говорит о притоке новых кадров, но он лучше других знает, что новых творческих людей, ведущих специалистов заманить сюда невозможно ни на каких условиях. Я часто бываю в Москве, встречаюсь со многими людьми искусства, приглашаю к нам - университет строит жилье, можно было бы купить для них и другие квартиры, но из Москвы никто не хочет уезжать на наши зарплаты.
Я прекрасно понимаю, что нашим педагогам нужно встрепенуться, получить подпитку. Чтобы образование в УлГУ не было провинциальным, мы сотрудничаем с московскими профессорами, мастер-классы нашим студентам дают преподаватели Казанской консерватории.
Журавлев против открытия в УлГУ специальности по хореографии, по его мнению, местные хореографы не смогут вырастить специалистов высокого класса. Но нужно разобраться в сути того, что мы хотим открыть, кого предполагаем выпускать. Изначально задумано - не танцоров классического балета, а руководителей хореографических коллективов и педагогов, которых сегодня не хватает в школах.
Мне в свою очередь хочется спросить господина Журавлева, почему он раньше молчал, почему неудобные вопросы не задавал прежней власти? Почему только сейчас стал независимым?
- Когда речь идет о том, чтобы иметь то или иное учреждение культуры - все проголосуют "за". Но насколько ТЮЗ сегодня отвечает потребностям молодежи - это большой вопрос.
- Олег Табаков свою "Табакерку" начинал вообще в пустом подвале. У нас ремонтируется собственное здание - кинотеатр "Родина". Бюджет у ТЮЗа есть, режиссер, директор есть. У него давно могло бы быть свое здание - мы просили ДК им. Чкалова, но прежняя власть во всем перекрывала УлГУ дорогу.
В репертуаре ТЮЗа сейчас восемь спектаклей, очень мобильных - с ними актеры ездят по селам и школам города. ТЮЗ хорошо заявил о себе в Москве на международном форуме молодых театров, на фестивале в Ярославле. В театре работают способные ребята. Им преподают семь профессоров и доцентов Российской академии театрального искусства, так что у нас далеко не Нью-Васюки. Мы не будем бесконечно ковать актерские кадры, если в них не будет потребности, наберем режиссерский факультет. Но пока все выпускники находят себе работу. Как декану факультета мне за своих ребят не стыдно.
- Татьяна Евгеньевна, согласитесь, культура города, области сегодня не без проблем. Какие Вы сами могли бы обозначить?
- Нельзя думать, что в нашей культуре все плохо. У нас сохранены театр, оркестр, кукольный театр. "Культурная столица Поволжья" многим дала толчок для творчества. А проблемы общие: финансирование, невыплата зарплаты, кадры, тепло.
- Я бы добавила - слабое Управление по делам культуры и искусства.
- Оно нормальное. С начальником Управления Игорем Кутейниковым можно и поспорить, но он отстоял многие государственные творческие коллективы от коммерциализации, смог доказать, что нельзя искусство переводить на зарабатывание денег, самоокупаемость.
- Работники культуры разобщены, тот раскол между областью и городом, спровоцированный прежней властью, дает о себе знать до сих пор. При этом нет лидера в культуре, который бы объединил творческую интеллигенцию.
- Людей творчества вообще сложно объединить, этого не удается сделать и среди московских работников культуры, среди которых есть и лидеры, и выдающиеся личности. Красивы и дружелюбны все только на Рождественских встречах у Аллы Пугачевой. А за кулисами - все соперники.
Людей культуры могла бы объединить какая-либо идея, значимые акции, фестивали, как это сделала, например, "Культурная столица" - впервые творческие люди работали в тесном контакте друг с другом. Такой идеей мог бы стать Шекспировский фестиваль, который, еще есть надежда, удастся реализовать.
- Какова, на Ваш взгляд, роль советника по культуре при областной администрации?
- Он бы и мог стать объединяющей личностью, который разработал бы концепцию развития культуры вместе с Управлением и отделом культуры мэрии, творческими деятелями, определяя в перспективе проведение фестивалей с привлечением спонсоров и так далее.
- Татьяна Евгеньевна, за что у Вас больше всего душа болит в плане культуры города?
- Нет досуга молодежи, нет зала, где молодые люди могли бы найти занятия, развлечения на любой вкус. Нет также помещений, где творческие личности могли бы реализовать свои способности.
- В чем Вы видите прорыв в развитии культуры Ульяновска?
- Проблемы в самых разных областях жизни решают прежде всего люди. Я глубоко уважаю Владимира Анатольевича Шаманова, но в его команде пока мало людей, которые наш город восприняли как свой. Не у всех приехавших в составе команды губернатора получается полюбить Ульяновск.
Татьяна АЛАЯ.


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz