UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник 29 января 2002 года №14



Бюрократов сокращают, но их становится всё больше


Закрытое акционерное общество "ФРЕСТ", занимающееся с 1994 года производством металлообрабатывающего оборудования, одно из немногих предприятий России, которое ежегодно удваивает объемы производства. В 2001 году оно вошло в число ста лучших предприятий машиностроения России по результатам работы в 2000 году, а генеральный директор "ФРЕСТ" Борис Скляров (на снимке) избран академиком Международной и Российской академии реальной экономики.
Мы обратились к генеральному директору ЗАО "ФРЕСТ" с просьбой рассказать об итогах деятельности "ФРЕСТ" в 2001 году, о видении им результатов деятельности органов власти в 2001 году.
Вот что он ответил:
- "ФРЕСТ" по экономическим меркам является средним предприятием. Однако на малом бизнесе и средних предприятиях держится экономика ведущих мировых держав.
С 1994 года, когда мы вплотную приступили к производственной деятельности, объемы производства за этот период увеличились более чем в 53 раза в сопоставимых ценах.
Успехи наши объяснить очень просто, но достигнуть их очень трудно и не каждому по плечу. Это, прежде всего, стабильные, хорошие отношения с собственником - трудовым коллективом "ФРЕСТ". Это стабильные кадры - специалисты высокого профессионального уровня, применяющие современные экономические законы, хорошо знающие юриспруденцию. Это грамотная маркетинговая и производственная политика: производить то, что покупается, производить дешевле и быстрее конкурентов, обеспечивая выпуск продукции высокого технического уровня, с высокой производительностью и высокой надежностью работы. При этом все вышеперечисленное базируется на постоянном совершенствовании технологических процессов и на ежегодном осуществлении расширенного воспроизводства за счет направления чистой прибыли на техническое перевооружение с ежегодными темпами роста 500-700%.
- А почему другие руководители не пошли по вашему пути?
- Я бы отметил две причины. Неподготовленность большинства руководителей предприятий и правительства России к переходу на рыночные отношения.
Ведь "ФРЕСТ" с начала создания акционерного общества в 1992 году жил только по средствам, не залезая в долги. Не буду говорить, как это было трудно, ведь мы, как и многие предприятия города, работали процентов шестьдесят на оборону страны. Здесь имело место взаимопонимание и поддержка всего коллектива.
Я, как руководитель организации, более 50 раз выезжал за рубеж для проведения технико-коммерческих переговоров по продаже и покупке оборудования, где освоил основы мирового рынка, четыре года отработал на Кубе, поняв основы антирыночной экономики и практически с самого начала экономических реформ был подготовлен к работе в рынке.
Далее, большинство руководителей предприятий уяснили для себя, что возможно не возвращать долги кредиторам, не платить налоги, и тебе за это ничего не будет. Правительство и региональные власти пропустили тот момент, когда количество таких предприятий создало новое качество - массовость неплательщиков налогов, методы воздействия на которых правительством до сего времени не отработаны.
- Как Вы оцениваете деятельность в 2001 году президента и правительства России, деятельность администрации области и города?
- Если в двух словах, то эта деятельность значительно лучше, чем была ранее.
Прежде всего положительным моментом я считаю то, что в области и в стране значительно уменьшилась политизированность общества, а также политическая борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти.
Но есть две составляющие проводимой политики, которые в любой момент могут отбросить наше общество назад. Это неуменьшающийся разгул бюрократии и отсутствие как в области, так и в стране взвешенной экономической политики и самое главное - отсутствие системы управления ею.
Начнем с бюрократии. Очень хорошо, что президент Владимир Путин провозгласил тезис о необходимости борьбы с этим злом, очень хорошо, что вышли соответствующие законы. Но практических сдвигов в этом направлении нет. Вы посмотрите, правительство России, любой региональный руководитель начинает свою деятельность с объявления о сокращении штатов, а к концу срока пребывания у власти количество чиновников заметно увеличивается по сравнению с их предшественниками. Только это замалчивается. Вывод, на мой взгляд, один - бороться с этим злом сверху - бесполезно!
Бороться нужно снизу, для чего депутатам соответствующих представительных органов власти необходимо закладывать в бюджет минимальные затраты на содержание аппаратов органов власти, контролировать их и регулярно публиковать результаты в прессе. Тогда, если соответствующие руководители и захотят увеличить свои штаты, то смогут это сделать только за счет собственной зарплаты.
Самым слабым звеном в нашем государстве я все же считаю его экономическую составляющую и процесс управления ею. Причем взаимоувязка этой составляющей должна осуществляться между федеральной, региональными властями и собственниками предприятий.
В 2001 году, на мой взгляд, работа правительства в части разработки экономических законов была в значительной мере неэффективной и, самое главное, некачественной.
В таком огромном государстве, как Россия, практически невозможно без издержек одновременно осуществить переход с 1 января 2002 года на новый Закон "Об акционерных обществах", внедрить новый Трудовой кодекс, перейти на новую пенсионную реформу, внедрить совершенно новый план счетов бухучета и новую систему исчисления прибыли, амортизационных отчислений. Следовательно, практически все предприятия России в 2002 году становятся заложниками федеральных органов власти, в основном налоговых. При этом новая 25 глава Налогового кодекса РФ "О налоге на прибыль организаций" имеет множество недочетов и ошибок, работать по этому документу практически невозможно. Большие затруднения вызывает предстоящий в 2002 году огромный объем работы по оформлению и осуществлению платежей Единого социального налога и платежей в Пенсионный фонд РФ.
Недальновидная политика правительства в организации сборов налогов, таможенных платежей, на мой взгляд, может привести к уничтожению мелкого и среднего бизнеса.
Не секрет, что налоговым органам доводится план по сбору налогов и таможенных платежей, который они выполняют любой ценой. К чему это привело? В основном налоговые органы взаимодействуют с теми предприятиями, у которых работают расчетные счета, а это в большей части мелкие и средние предприятия. Связываться с потенциальными банкротами, у которых на расчетных счетах отсутствуют средства, с предприятиями, у которых большое количество работников, - себе дороже, это требует очень много времени, трудоемко, и в конечном итоге результат непредсказуем.
На мой взгляд, выход здесь один. Правительство не должно поощрять налоговые органы за поступления в бюджет по результатам плановых проверок. Поощрения должны иметь место за качество профилактической работы по сбору налогов, за хорошие результаты по взыскиванию долгосрочных долгов в бюджет. Следовательно, налоговый орган должен более эффективно включаться в мероприятия по банкротству предприятий, смене неэффективных собственников и управляющих, реструктуризации долгов, стоять на страже интересов налогоплательщиков, защищая их от незаконных действий местных органов власти и т.д.
- А что Вы посоветовали бы областным ветвям власти?
- Мне ясно одно, что Шаманов и его команда, конечно, хотят как лучше, но результаты прошедшего года говорят о том, что может получиться "как всегда".
На мой взгляд, основной упор работы новой администрации необходимо делать не на сегодняшний день, а на завтрашний, работать на новую команду, которая придет к власти в результате следующих выборов.
Не нужно народ считать примитивным. Необходима взвешенная экономическая программа на 8-10 лет, и следует год за годом претворять ее в жизнь, двигаться медленно, но вперед. Тогда, весьма вероятно, Владимиру Анатольевичу представится возможность эту программу и завершить.
Главное же в программе - привлечение инвестиций, как внутренних, областных, так и внешних. Без этого область можно объявлять банкротом, в таком состоянии она находится. Краеугольным камнем инвестиционной политики является создание инвестиционного климата. Пока же инвесторы обходят область стороной, а немногочисленные внутренние инвесторы стараются вкладывать свой капитал за пределами Ульяновска.
- Почему? И в чем она заключается, эта политика инвестиционной привлекательности?
- Ну, например, Путин недавно оказал медвежью услугу Шаманову и нашей области, заявив по телевидению в беседе с Чубайсом, что энергетикам области необходима помощь (считай - бесплатный отпуск энергоресурсов), так как Шаманов не виноват, приняв область в таком кризисном состоянии. На мой взгляд, помощь нужна, только ее нельзя было объявлять в таком виде. Ведь для потенциальных инвесторов это сигнал о том, что в такую область, где долги не оплачиваются после смены власти, инвестиции вкладывать небезопасно.
Предприниматели должны быть уверены в том, что в области их права надежно защищены судебной системой. Но для этого в судах общей юрисдикции и арбитражных, которые многие годы работали под психологическим прессингом областных властей, на мой взгляд, требуется обновление кадров.
Что касается вопросов покупки земли. Я думаю, команда Шаманова не до конца поняла важность этого процесса для экономики области.
В 1997 году германская фирма "Сименс" предложила мне организовать Сервисный центр Поволжья и Урала на базе "ФРЕСТ" с большими капиталовложениями. При этом требование у "Сименс" было одно - получить в частную собственность предприятие и землю, на которой оно находится. Бывший губернатор Горячев отказал мне в продаже земли, в результате Сервисный центр был организован в другом регионе.
Шаманов еще в 2001 году издал распоряжение о возможности покупки земли. Предприятиям Ульяновской области была предоставлена возможность ее выкупа с коэффициентом 30 на ставку земельного налога за 1 квадратный метр. Цена столь высока, что желающих практически не нашлось.
После выхода федерального закона о земле стоимость земли была установлена с коэффициентами от 5 до 17 на ставку земельного налога за 1 квадратный метр. Губернатор своим распоряжением № 1 в 2002 году установил для города Ульяновска максимальный коэффициент 17, а с учетом того, что ставка налога за землю Федеральным законом "О бюджете на 2002 год" с 1 января 2002 года увеличилась вдвое, этот коэффициент уже стал равняться 34, а стоимость земли составила 147 рублей за 1 квадратный метр. Если учесть, что еще с советских времен предприятия области имели огромные территории, исчисляемые десятками гектаров, в которые входит и зеленая зона и которую они никак не могут передать городу из-за нежелания властей взять ее на свой баланс, то кто будет выкупать землю за такие деньги? Отсюда о каких инвестициях можно говорить?
- А на других территориях как это делается?
- Те территории, где понимают значение и роль земли в инвестиционном процессе, поступают следующим образом. Цену назначают из привлекательности земли с точки зрения размещения территории в целом по России, отдаленности ее от столицы, наличия транспортных артерий, из необходимости скорейшего привлечения инвесторов на промышленные предприятия и т. д. И, конечно, максимальный коэффициент 17, одинаковый для всего города, не устанавливается. Цена в областном центре устанавливается исходя из привлекательности отдельных районов города, при этом минимальный коэффициент устанавливается для промышленных зон, максимальный - для центра города, где располагаются банки, престижные магазины и другое. Вводятся такие соответствующие повышающие коэффициенты для тех, кто выкупает небольшие участки земли, например, торговые павильоны, палатки, рынки.
Я понимаю желание властей получить как можно быстрее больше средств, но столь примитивные действия приводят к обратному эффекту.
Скорейшие темпы зарабатывания средств, самая быстрая денежная отдача приходятся на малый бизнес, на индивидуальных предпринимателей. Шаманову, на мой опять же взгляд, необходим заместитель, который бы занимался только этими вопросами. А начинать надо с налогов (введенный в настоящее время единый налог на вмененный доход может удушить предпринимателей) и ознакомления с опытом организации малого бизнеса в Москве и Самаре. Там от малого бизнеса доход городов составляет более 60% от всех поступлений.
- Может, самый верх недорабатывает?
- У Путина сложная задача.
Ведь могущество государства заключается не в количестве ядерных боеголовок, а в жизненном уровне его народа. А этот уровень, как мы знаем, очень низкий.
У президента есть, на мой взгляд, хороший шанс, чтобы Россия вошла в восьмерку самых развитых государств мира по экономическим показателям. Но пока все, что делается сейчас - это маленькие шажки, а пройти необходимо десятки тысяч километров. Следовательно, необходим скоростной вид транспорта, а это требует реформы всей государственной системы власти, изменения Конституции России.
Такие предложения все чаще звучат из уст прогрессивных политиков. Весь вопрос в том, когда до этих предложений созреет сам Путин и большинство элит нашего общества.
- Что это за идеи?
- Это прежде всего создание непрерывной вертикали исполнительной власти от президента до главы администрации местного органа власти, это отказ от их избрания и переход на их назначение.
Недостатки существующих органов исполнительной власти мы видим по всей России, в том числе и в Ульяновской области. Все мы наблюдали конфронтацию между бывшим губернатором Горячевым и бывшим мэром Ульяновска Марусиным. Что думал об этом народ, выражено в пословице: "Паны дерутся, а у холопов чубы трещат".
Шаманов и Романенко публично заявляли о том, что они работают в полном согласии, и первое время это подтверждалось их действиями. Однако существующая система разделения ветвей власти не позволит им на практике претворить в жизнь такие заявления, особенно при дележе столь "скудного пирога", как бюджет области. По существу сейчас в области два хозяина - губернатор и мэр города. Причем мэр ответствен перед жителями города, а это около 50% населения области, за действия муниципальных властей, а губернатор отвечает за всю область. Но это ведь нонсенс! Потому на первом этапе самые простые, но самые эффективные действия в этом вопросе - переход на назначение мэров городов губернатором, а глав администрации районов - мэрами городов.
На мой взгляд, необходимы изменения и в избрании депутатов Федерального Собрания. Президент при желании может претворить эту реформу в жизнь с незначительными изменениями действующего законодательства.
Например, в Государственную Думу избирать депутатов только от политических партий, а в Совет Федерации избирать от двух до четырех депутатов от территориальных образований в зависимости от их численности.
- Ну и наконец вопрос на засыпку: что Вы думаете о кадровом процессе в Ульяновской области?
- Думаю, что в этом вопросе разберутся и без меня. Однако, перефразируя известное правило механики, отвечу, что "опираться можно только на то, что сопротивляется".


[предыдущая|обратно...|обсудить статью|следующая]

Hosted by uCoz