Девушка держала в руках шар и водила им из стороны в сторону. Вообще-то шар был воображаемым, но занимающиеся должны были чувствовать его. Движения завораживали, до того они были красивы и пластичны. Упражнения с палкой, стойка на пальцах, на кулачках тоже требовали необычайной пластики.
Эти занятия в спортзалах средней школы № 60 и Засвияжского детско-юношеского центра ведет тренер ульяновской школы ушу стиля "парящий дракон" Юрий Шегуров. Девять лет назад он набрал первую группу мальчишек и девчонок. За эти годы через его школу прошло около трех тысяч ребят. По-разному относятся к его секциям. Кому-то кажется неуместным поклонение нерусскому виду спорта. Юрию задают вопрос, а надо ли это нам, жителям России? И я начала беседу с того же.
- Надо. Потому что полезно. Интересно. За годы работы с детьми я видел, как за месяц занятий ребята преображаются, у них исчезает рассеянность, они становятся собраннее, терпимее. Разве это не полезно? И, собственно, какая разница, откуда родом ушу. Я вообще убежден, что восточные единоборства и восточная культура давно стали общечеловеческими. Мы ведь гордимся египетской культурой и не отталкиваем ее за то, что не русская.
- И все же, Юрий Юрьевич, чем так притягивает мальчишек Восток. Почему они выбрали именно вашу секцию?
- Думаю, что поначалу многих привлекает внешняя атрибутика. Ну, вы помните, когда на экраны телевизоров хлынул поток фильмов о восточных единоборствах. Они были яркими, красочными. Герои, как правило, сильные и мужественнные. Наши дети захотели быть на них похожими.
Этика восточных боевых искусств воспитывает характер. Потому я беру всех желающих. Есть ребята, которые вначале приходят, что называется, "выпустить пар". Это возможно: наши тренировки предполагают сильные физические нагрузки. Но многие из этой группы довольно быстро забывают о своей цели. Они увлекаются тем, что способны делать себя.
Сам я в детстве занимался каратэ. Там впервые услышал слова кунфу, ушу. Заинтересовался, стал собирать информацию. Это было сложно, потому что в 80-е годы секции восточных единоборств находились под запретом. Первые уроки я получил только в армии. Встретил там ребят, которые уже занимались ушу, и с удивлением узнал, что в других областях нет такого гонения на восточные единоборства. Вернувшись из армии, встретил человека, который был своего рода фанатиком ушу. Он-то и ввел меня в этот удивительный мир. Позднее благословил на тренерскую работу с детьми.
- Многие мальчишки влюблены в Брюса Ли и Джеки Чана - известных мастеров восточных единоборств. А кто был вашим кумиром?
- Вначале - они же. Сегодня мог бы назвать другие имена. Но они ничего не скажут читателю, потому что не так известны, как киногерои. Они больше философы, чем спортсмены. Кстати, ушу в Китае не столько спорт, сколько культура и искусство.
- Ваша школа выбрала стиль "парящего дракона". Почему - дракона?
- Дракон на Востоке - совсем не то, что у нас Змей Горыныч. На Востоке это добрейшее и справедливейшее существо. Кроме этих достоинств, у дракона необычайная пластика и легкость в движениях.