"Pro Зрение" - название II Международного фестиваля фотографии, который проходит сегодня в Нижнем Новгороде. Нижний - не только столица нашего федерального округа, этот город считается одной из российских фотографических столиц - с мощными традициями и талантливыми фотохудожниками. Но поскольку ульяновцы имеют возможность оценить искусство фотографии только раз в год, на традиционных областных фотовыставках, то стоит рассказать читателям "СК" о нижегородском фестивале.
"Pro Зрение" - удачное название: оно содержит много смыслов и открыто для толкований.
Толкование первое: профессиональное зрение. Действительно, среди авторов выставочных проектов - а их около 60 - дилетантов нет. Если уйти от категории "нравится - не нравится", то каждый из них профессионально строит свою персональную фотографическую реальность (или иллюзию, что в данном случае одно и то же).
Толкование второе: про зрение, то есть о зрении. Имеющий видоискатель да увидит. Видоискатели у половины земного шара, видят же немногие.
Толкование третье: латинское pro значит "за", то есть в защиту. Да, все дело в персональном видении, без которого нет художника и, стало быть, нет искусства. "Pro Зрение" - это актуальное искусство в его светописной ипостаси. А в искусстве важнее всего, кто выстраивает реальность: он так видит, тем и интересен.
Толкование четвертое: pro - латиницей, зрение - кириллицей. Светописцы всех стран, соединяйтесь. В фестивале кроме художников из Приволжского федерального округа, Москвы и Санкт-Петербурга участвуют фотографы из Германии, Австрии, Франции, США, Канады, Чехии, Швеции - всего из 15 стран.
Толкование пятое и основное: прозрение. То есть откровение. То, из-за чего стоило все затевать. По большому счету, то, из-за чего стоит жить. Без чего жизнь - как выпитая бутылка пива, на дне которой колышутся ошметки пены: пиво кончилось, а кайфа нет. Как сказал один из героев Михаила Анчарова: "Я прожил жизнь. Мне не понравилось". Итак, прозрение тире откровение. Дальше - варианты. Сколько личностей, столько и вариантов.
Для москвичей Анны Альчук и Сергея Браткова, авторов проекта "Фигуры Закона II", откровением является обнаженность. То есть в буквальном смысле голые тела, в данном случае - женские. О, эти женщины, ни одна из которых, мягко говоря, не претендует на место в "Плейбое" даже в формате 3х4 см, обнажаются со смыслом! Художники ставят их в экстремальную ситуацию обнажения, в котором напрочь отсутствует эротика (она там изначально не предполагалась), зато присутствует вызов рекламной эксплуатации женского тела. Экстремум ситуации, казалось бы, даже тенью не пробегает по лицам этих двенадцати топ-антимоделей, упивающихся самодостаточностью собственных тел, некрасивых в классическом смысле. Спокойно и уверенно они выбирают атрибуты собственной наготы и превращаются из голых тел в образы: у Воительницы - меч, у Гранд-дамы - плеть, у Поэтессы - весло, у Читающей домохозяйки - кастрюля, половник и книги... Эти символы, обрамляющие наготу, одновременно и оправдывают ее, и придают ей пародийный характер, превращая обнажение в "концепт", в художественный метод, в откровение.
У Алика Якубовича из Нижнего Новгорода прозрение наступает по поводу... воды (проект "AquaArt"). Препарированные с помощью камеры и цветной печати солнечные блики на водной поверхности становятся авангардным искусством. Вода, открытая, переосмысленная и проявленная художником в ее наготе, неузнаваема, почти нереальна, но ошеломительно красива.
К французу Антуану Д'Агата откровение приходит ночью. Его мир - это мир ночных клубов в Центральной Америке и портовых городов Средиземноморья. "Я могу снимать только то, чем сам являюсь", - говорит Д'Агата. Он провел десять лет на этой обочине жизни, где царят секс, наркотики и рок-н-ролл. Десять лет, казалось бы, вычеркнутые из так называемой нормальной жизни (по сути, это была для него чужая жизнь: Д'Агата всюду следовал за любимой женщиной), стали основой его художнического опыта и в 2001 году принесли ему славу лучшего фотографа Франции. Его работы, сделанные словно в угаре - что называется, "не в формате" и часто даже не в фокусе, - создают такое чувство, что сознание художника постоянно подернуто дымкой. Но вместе с тем они открывают особый мир - мрачноватый в своей апокалиптичности, мир, где нет будущего, где у женщин почти всегда нет лиц, а есть только тела - без одежды и концепций, но самодостаточные в самом утилитарном смысле. Да, это мир маргинальный, и именно таким он обнажается перед фотографом, который на время стал в нем своим. Кульминация обнажения - голая, мокрая от страсти спина самого автора в момент любовного акта, снятого его партнершей. Обнажился - и прозрел. Прозрел - значит, обнажился.
Ричард Пейр из Канады не раздевает людей, не раздевается сам, он своим фотоаппаратом "раздевает" здания раннесоветской архитектуры (проект "Провинция: русский конструктивизм"). Каждый день люди ходят мимо здания фабрики "Красное знамя" в Санкт-Петербурге или ДК Городка чекистов в Екатеринбурге и не предполагают, что живут рядом с рафинированными, самобытнейшими образцами отечественного конструктивизма, впоследствии вытесненного сталинской архитектурой. Глаз фотографа вырывает эти здания из контекста обыденного, безликого окружения, сбрасывает с них одежду времен и тем самым спасает их. Здания-люди документально-монументально встают перед нами в своей обнаженной беззащитности - беззащитные прежде всего перед бедностью, невниманием, запустением, ненадежностью конструктивных материалов.
Подобным образом любой из фотографов - участников фестиваля "Pro Зрение" - обнажается в каждой своей работе (а их на фестивале около 2000), потому что искусство всегда что-то обнажает или обнажается само. Факт обнажения становится фактором актуального искусства и, помимо этого, критерием отличия искусства от неискусства. Кому ты нужен, если ты закрыт? Кому поможешь ты прозреть, если душа твоя застегнута на все пуговицы? Будь у тебя хоть супер-"Кодак" в супер-"Кэноне" с супер-зумом - никому. Как говорит немногословный нижегородский художник Дмитрий Соколов, фотография - это трагическое состояние собственной души. А в жизни так водится, что прозрение зачастую приходит через трагедию. Значит, такова природа прозрения: если хочешь очиститься и прозреть - сначала обнажись.
Сергей ГОГИН.