В Ульяновске появилась общественная организация, которая претендует на неординарный взгляд на процессы, происходящие в местной культуре. Возглавляет ее человек, внутренне не зависимый от начальников любых рангов. Это Геннадий Журавлев, заслуженный работник культуры РФ, в недавнем прошлом - директор областной филармонии. Созданная им организация называется Центром культурных инициатив и существует на средства фондов Сороса, Форда.
Первое интервью о сегодняшнем состоянии культуры Ульяновска Геннадий Владимирович любезно согласился дать "Симбирcкому курьеру".
Духовой оркестр за счёт симфонического?
- Если говорить о культуре Ульяновска в целом, ее основная проблема сегодня - отсутствие оптимизма. Нужно, чтобы процессом управляли люди, которые сами верят в лучшее и ждут от культуры большего. А у нас только вздыхают и жалуются на отсутствие денег. Такие руководители должны работать в другой организации, я даже скажу в какой - в похоронном бюро, потому что слезы оправданы только там.
Есть понятие лидера. В этом смысле наш город лишился Николая Алексеева, в течение 15 лет бывшего главным дирижером симфонического оркестра. Ныне это место занимает Владимир Кудря, москвич, возглавляющий Русское филармоническое общество. Я думаю, что пока Кудря учится у ульяновских музыкантов. Оркестр требует ежедневного творческого участия в своей жизни. И в режиме дистанционного управления в отсутствие главного дирижера кто-то вынужден справляться с его обязанностями.
Меня в свое время покорил польский опыт. Там каждая деревня выписывает себе учителя, полицейского, врача, работника культуры. Приглашая их к себе, деревня обеспечивает их жильем и всеми необходимыми условиями для нормальной жизни. Там понимают: если полицейский вынужден брать взятки, чтобы строить себе дом, как же он обеспечит порядок?! Так же и с врачом, с учителем.
В Самаре, например, губернатор подписывает контракт с главным режиссером театра и главным дирижером симфонического оркестра и также обеспечивает им приличную жизнь, потому что понимает: его территории необходимы личности, носители культуры. Квартиры, зарплата окупают престиж города. Если губернатор Ульяновской области сочтет нужным вникать в проблемы культуры на том же уровне, тогда есть вероятность, что Ульяновск будет соответствовать современным тенденциям в культуре.
Вернемся все-таки к тому положительному, что есть сегодня. Сейчас филармония принимает на свою территорию духовой оркестр. А что, в бюджете появилась строчка на его содержание? Нет. Появились транспортные условия, чтобы заниматься гастрольной деятельностью? Нет. Значит, этот организм начнет жить за счет кого-то другого, и этот кто-то сильно пострадает. Однако в управленческом аппарате никого не волнует эта ситуация. Выясняется, что нужно было занять музыкантов - ветеранов Вооруженных сил. Дело хорошее, но почему симфонический оркестр не удосуживается внимания руководства?
Если же власть недопонимает происходящего, то у нее есть советник по культуре господин Баскаков. Хотелось бы услышать его мнение.
- Как Вы относитесь к появлению ТЮЗа?
- Долгожданный, нужный проект. Но что такое театр без крыши, без бюджета, без режиссуры? О каком уровне можно говорить? Однако его появление решает несколько проблем самого драматического театра. Мы знаем, что сегодня театр устал от школьного зрителя, на спектаклях он неуправляем. Но это не вина детей. Юному зрителю предлагают такой репертуар, что он смотреть это не может. Нельзя обвинять детей в бескультурьи, театр и существует для того, чтобы воспитывать в них культуру. Если дети плохо едят, нужно разобраться, вкусно ли приготовлено для них блюдо и на какую сумму. Перловой кашей, приготовленной на рубль, детей сегодня не соблазнишь. А вновь созданный ТЮЗ призван решить эту проблему, хотя полностью не сможет этого сделать по той причине, что репертуар придется лепить "из того, что было".
Когда выпускался актерский курс уважаемого УлГУ, уже было понятно, что не все его выпускники будут востребованы. Театр в таком количестве актеров не нуждается. Уровень подготовки актеров, по большому счету, местного образца. Как правило, местнический вариант не востребован и на другой территории. А Ульяновск пока не тянет на стандарт, который обеспечивают в подготовке кадров, например, Саратовская актерская школа или Казанская консерватория.
Более того, сегодня УлГУ приступает к созданию высшей хореографической школы. Мы очень этому рады. Но давайте посмотрим, какой уровень обучения студентов нам предлагают. Пригласят преподавателей другой хореографической школы? Нет. Учить будут местные специалисты, которые последние десять лет варятся в собственном соку. Их ученики, занимающиеся в студиях дворцов культуры, придут к ним же, только в университет. Чему они будут учить еще пять лет? Пусть не обижаются на меня работники культуры, я знаю, что они жизнь вкладывают в свою работу. Но претендовать на звание Нью-Васюков не очень правильно.
Не лучше ли те деньги, которые будут потрачены на создание хореографического отделения в УлГУ, отдать, допустим, в знаменитое Ваганьковское училище, чтобы там занимались наши талантливые дети. Но я хочу, чтобы они вернулись в Ульяновск, чтобы в нашей культуре появились новые, компетентные лица, настоящие профессионалы.
Дети родились красивые, но глупые
- Заметная тенденция последнего года - у работников культуры появилось чувство страха. Люди боятся за свои кресла, а потому не торопятся проявить инициативу, боятся сказать лишнее, особенно это проявляется в общении с журналистами.
- То, что культуру курирует человек военный, должно иметь свои последствия. Армия строится по принципу единоначалия, тот же принцип сейчас привнесен и на почву культуры. Единоначалие рождает единообразие - все в зеленом и у всех фуражка. Следующая ступень - одна мораль: начальник всегда прав. Когда приходится исполнять только чью-то волю, необязательно проявлять инициативу. Или она будет угоднической. Заметно, что за этот год некоторые работники культуры усвоили, что нужно, чтобы начальнику было хорошо.
- Вы не боитесь нажить себе недоброжелателей среди своих коллег?
- Не боюсь, потому что я за свое дело искренне переживаю. Надеюсь, таких людей, работающих в культуре, большинство. Профессионалы всегда готовы к диалогу.
- Геннадий Владимирович, когда-то Вас попросили возглавить филармонию, чтобы спасти ее. С приходом новой власти Вы первым покинули свой пост, хотя в этой сфере многие ожидали смены всего руководства Управления по делам культуры и искусства. Почему так получилось?
- Скажем так, что я задавал новой власти слишком много вопросов, которые не соответствовали ее заготовленным ответам. И говорил о том, что считал главным и что не терпело отлагательств. Один из неудобных вопросов - это претензии филармонии на здание Мемцентра. Сама филармония находится в аварийном состоянии из-за оползня.
Да мне было бы легче уехать в Самару, Нижний Новгород и быть экспертом на чужой территории. Но я решил для себя - меня сформировала эта территория, для меня каждая ульяновская площадь - это память о событиях, праздниках, на которые собирался весь город. Я здесь слишком долго живу и вложил очень много своих мыслей, идей. В конце концов я просто должен защитить свой дом, принципы, идеалы, которые важны для этого города.
- Защитить от кого?
- От внешнего вторжения. Есть такая хорошая притча. В одной деревне не было красивых людей, и они пригласили молодых красивых мужчин, чтобы "делали" красивых детей. Дети стали рождаться красивые, но глупые. Потому что красоту они взяли от пришельцев, а ум-то остался от тех, кто жил в их деревне. Вот и мы можем получить примерно такую же картину.
Да, население осознанно выбрало людей извне, так как собственный политический опыт стал с привкусом горечи - от все того же однообразия, антагонизма и так далее. Мы привнесли эту "красоту", но как бы ума хватило ее оправдать. Я не предлагаю политический раздрай, моя задача проанализировать, до какой степени возможно внешнее вторжение в местную культуру.
А какой он, наш зритель?
- Чем будет заниматься ваш Центр культурных инициатив?
- Основная задача нашего центра - не критика, не охота на ведьм в культуре и отстраненное наблюдение, а предоставление населению информацию о работе учреждений культуры города. Нас сегодня особенно интересует работа двух дворцов культуры - УАЗа и им.1 Мая, кинотеатров "Россия", "Свияга", судьба "Рассвета". Мы будем предлагать конструктивные решения, альтернативу тому, что плохо работает. А цель - поднять ответственность работников культуры. Тот, кто делает культуру, должен отвечать за бюджетные вложения. Что, например, Культурно-досуговый центр молодежи привнес в молодежную культуру? Предоставляет зал для концертов "Живой звук" за арендную плату? Тогда смени вывеску и называйся концертным залом.
- То, чем Вы предполагаете заниматься, отчасти входит в обязанности Управления по делам культуры и искусства. Зачем дублировать его деятельность?
- Любое ведомство под единоначалием вынужденно искажает действительность в угоду чести мундира. Как сегодня работает само Управление культуры? Как решает вопрос о предоставлении здания Краеведческому музею? Однообразно решает: как сидели два музея - Художественный и Краеведческий - под одной крышей, так и сидят. В этих случаях помочь изменить ситуацию, сформировать объективный, позитивный взгляд на разные сферы жизни могут независимые некоммерческие структуры, которые сейчас работают в стране. В их число входит и наш Центр культурных инициатив.
- Что он уже успел сделать?
- Например, проанализировали работу видеопроката, какие фильмы сегодня востребованы ульяновским зрителем. Нам кажется, что массы предпочитают боевики и эротику, возмущаемся, как низко пала культура. На деле оказалось совсем по-другому. Пресловутый секс и порнографию смотрят лишь пять процентов горожан, боевики - 15 процентов, мелодрамы - 30. Больше всего востребованы видео по молодежной культуре, "космические" фильмы, фантастика.
Один из вопросов нашей деятельности - определиться с потребностями зрителя в наших учреждениях культуры: какой он, что ему нужно, с чем он уходит после концертов и спектаклей.
Как это ни странно звучит, но культура имеет свои нормативы. Можно точно сказать, сколько городу требуется библиотек и читальных залов. Но они должны быть хорошими, обеспечены достойным книжным фондом.
В то же время в культуре города и области нельзя не отметить множество положительных фактов. Прошел фестиваль "Культурная столица". Интересно работает заповедник "Родина Ленина". Идет становление областной библиотеки для детей и юношества. Радует возникновение коммерческих заведений досуга, среди них есть работающие на европейском уровне. У оркестра народных инструментов появился малый состав. Меня радует работа филармонии, проекты музыковеда Ольги Нецветаевой, обращенные к операм. Возможно, исчезновение ТРК "Репортер" с третьей кнопки откроет дорогу каналу "Культура".
Татьяна АЛАЯ.