Роден и Майоль - два титана скульптурного искусства - никогда не были обделены вниманием зрителей. Пока не приехали в наш Ульяновск. Зал Музея современного искусства имени Пластова, где выставлены работы двух знаменитостей, почти пустует.
Игнорирование шедевров мирового уровня работники музея объяснить не могут. Информация о выставке прошла во всех СМИ, на ее открытии присутствовал сам министр культуры Михаил Швыдкой. Может быть, зритель счел, что он достоин самого знаменитого "Мыслителя", и обиделся, что его-то и не привезли.
Между тем нашему городу повезло, что называется, нечаянно - скульптуры, находящиеся в Музее изобразительных искусств имени Пушкина и Государственном Эрмитаже, никогда "не выезжали" за пределы столиц, в провинцию. Ульяновск стал исключением благодаря программе "Культурная столица". Говорят, сотрудникам Пушкинского музея с трудом удалось оторвать с постамента Роденовскую скульптуру "Любовь убегает" - она с ним почти срослась.
Пушкинский музей и Эрмитаж, прежде чем отправить свои экспонаты на Волгу, потребовали у ульяновцев обеспечить все меры предосторожности. Под этот солидный проект в нашем музее была проведена специальная дорогостоящая система охраны. Впервые каждая скульптура выставлялась "под колпаком" - в стеклянной витрине. Так что у охотников за шедеврами нет шансов здесь поживиться.
А у горожан еще есть возможность приобщиться к большому искусству - работа выставки продлена. Скульптуры ждут своего зрителя.
Однако Огюст Роден и Аристид Майоль стоят того, чтобы посмотреть даже на одно их произведение. Их авторов называют мягкими антиподами. Они были разными и в искусстве, и в жизни.
Имя Родена сопровождали шум славы или скандалы. В честь его приезда в Рим, например, был впервые иллюминирован Капитолий и светился, как новогодняя елка. Самый громкий скандал коснулся созданного Роденом памятника Бальзаку. Писателя скульптор увидел как воплощение стихии, с бушующей от ветра гривой. Памятник был отвергнут французским обществом литераторов почти единогласно. Чем вызвал большой интерес публики - народ потянулся в мастерскую Родена взглянуть на его "опальную" скульптуру. Американцы пытались выкупить памятник за миллион франков, но автор был неумолим, считая, что Бальзак должен остаться на своей родине.
Памятник все же был отлит в бронзе и установлен в Париже. Но это уже произошло после смерти Огюста Родена.
Аристид Майоль отдавал всего себя искусству гобелена и к 39 годам потерял зрение. Но руки художника не могли найти покоя, и Майоль начал лепить глиняные фигуры. Так он пришел к скульптуре, она стала смыслом жизни. К нему вернулась способность видеть. Когда фашисты оккупировали Париж, друзья уговаривали Майоля эвакуироваться из города. Но скульптор не смог бросить свои работы и, подвергая себя опасности, остался жить в Париже.
Майолю принадлежат скульптурные шедевры - "Иль-де-Франс", памятник импрессионисту Сезану, установленные в центре Парижа.
В Ульяновск привезены скульптуры женских фигур, олицетворяющих "Гармонию", "Воздух", "Реку", "Землю". Автор гениально передал стихию, явления природы, используя пластику женского тела. Эти шедевры из той обоймы великого искусства, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них услышать.
Алсу ИДРИСОВА.