В распоряжение "СК" попали документы, проливающие свет на схему увода из ульяновского авиакомплекса группой близких к вице-губернатору Дмитрию Пиорунскому лиц большой суммы денег - порядка 33 миллионов долларов, или свыше миллиарда рублей.
Схема строится в рамках процесса так называемого возврата активов бывшего УАПК. С приходом нового областного руководства раздел комплекса на ряд самостоятельных предприятий, произведенный в 1997-2000 годах, был признан неправильным, наносящим ущерб акционерам и области. Администрация объявила курс на "возврат украденного". Курс поддержал лично Владимир Шаманов, а также, причем очень рьяно, его зам Дмитрий Пиорунский. Власть в ОАО "Авиастар" была отдана новым людям, в основном приезжим. Под аккомпанемент речей в защиту государственных интересов они приступили к делу. Скандалы вокруг завода пошли нескончаемой чередой, создав ситуацию, в которую вынуждено было вмешаться правительство России, прислав в Ульяновск специальную комиссию. Но даже она узнала, вероятно, далеко не все, что происходило на виду и за кулисами. А происходило, в частности, следующее.
Еще в декабре 2001 года в Саратове группой дельцов была учреждена некая фирма, специализирующаяся как бы на оказании юридических услуг. Уставный капитал фирмы - 10 тысяч рублей, половину из которых учредители внесли деньгами. В мае 2002 года эта контора "Рога и копыта" включилась в "защиту интересов ОАО "Авиастар" и Ульяновской области". В течение нескольких дней тогдашний ген.директор ОАО Игорь Лейко подписал с фирмой серию договоров, наделив ее полномочиями поверенного и определив размер вознаграждений за "работу". Деньги планировалось выплачивать из средств ОАО "Авиастар", увязшего, как известно, по уши в долгах.
Аппетиты "поверенного" от договора к договору росли зверским темпом. Первый документ гарантировал фирме вознаграждение за ее услуги в размере 23500 долларов. Второй определил награду в 141140 долларов. Третий - в 2013000. Самую крупную сумму - почти 17 млн долларов - "забили" в четвертый договор. Всего же годовые услуги фирмы были оценены в 32,65 млн долларов (в рублях - миллиард с лишним). Кто конкретно учредил конторку, неизвестно, но вряд ли это были люди, чужие Лейко и его подельникам.
Не бедствуют и те, кто трудится в руководстве собственно ОАО "Авиастар". В том же легендарном мае 2002 года Михаил Миримский, занимавший пост председателя совета директоров ОАО и одновременно советника главы области, заключил трудовой договор с неким Игорем Дьяченко, назначенным членом правления ОАО "Авиастар", а позже всплывшим еще и в качестве эксперта обладминистрации. При определении жалованья ему Миримский скупиться не стал, установив оклад Игоря Витальевича в размере 150 минималок. Сейчас, например, это эквивалентно почти 70 тысячам рублей в месяц. Не хило, если учесть, что на авиазаводе людям и две тысячи в месяц - за счастье.
К нынешнему дню предусмотренный схемой маховик перекачки денег уже набрал бы, видимо, обороты, но случилось непредвиденное: арбитражный суд отстранил Лейко от должности ген.директора, поручив ее исполнение внешнему наблюдающему Игорю Игину. Говорят, схему пытались провернуть и через него тоже. Но пока не вышло. В августе "поверенный" подготовил и направил Игину на подпись первый акт о проделанной работе, оценив ее в 25 тысяч долларов. Игин акт не подписал. Позже ему советовали заключить с фирмой специальный договор, он отказался. И тогда от группы товарищей в арбитражный суд поступило ходатайство о восстановлении на посту ген.директора ОАО "Авиастар" господина Лейко. Правда, идея эта тут же дала сбой: часть людей, подписавших ходатайство, направили в суд бумагу, заявив, что их подписи были получены обманным путем и что они от них отказываются.
Юрий КАШИНСКИЙ.