Приватизация - палка о двух концах
"Наш дом в эксплуатации уже 20 лет. По нормативам после этого срока он подлежит капитальному ремонту. В доме большая часть квартир приватизирована. Возможно ли, что по этой причине муниципальные службы капитальный ремонт нам делать откажутся и придется делать его на свои средства? Не взвалят ли после приватизации на плечи жильцов содержание инженерных коммуникаций дома? И вообще, имеет ли смысл в нынешних условия приватизировать квартиру? Еще один вопрос: существует ли юридическая ответственность по соблюдению сроков проведения капитального ремонта?"
Ю.Д. Янгибаев.
Как нам удалось узнать в МУП ЖКХ "Правый берег", средства на капитальный ремонт - по 20 копеек с квадратного метра - начали собирать с населения в 1999 году. Так что жильцы дома, в котором проживает автор письма, на капитальный ремонт денег еще не накопили. Юридической ответственности за несоблюдение сроков ремонта не существует. Решение же о его необходимости раньше принимало предприятие ЖКХ, на территории которого находится дом. Сейчас, по всей вероятности, этим будет заниматься Городская управляющая компания. На практике, как правило, принятие решения зависит не от сроков эксплуатации, а от состояния здания.
Приказом Госстроя от 30 декабря 1999 года установлены сроки, по истечении которых полагается менять общедомовые коммуникации. Согласно этому документу установлены следующие периоды службы домового оборудования: трубопроводы холодной воды из оцинкованных труб - 30 лет, трубопроводы канализации из чугуна - 40 лет, керамические, пластмассовые - 60 лет, водоразборные и туалетные краны - 10 лет, умывальники керамические - 20 лет, унитазы керамические - 30 лет, смывные бачки чугунные - 20 лет, ванны стальные - 25 лет, чугунные - 40 лет. Но сроки эти, естественно, никто не соблюдает. Например, на днях в редакцию обратились жильцы дома №2 по улице Терешковой, уставшие искать правду в кабинетах самых разных руководителей. Этот дом был сдан в эксплуатацию в 1965 году. С тех пор здесь даже крышу ни разу не ремонтировали, отчего в квартирах на верхнем этаже годами протекает потолок.
Теперь о приватизации. Разница между приватизированными и неприватизированными домами заключается в том, что обслуживание неприватизированных, то есть муниципальных домов, осуществляет ЖЭУ, к которому этот дом прикреплен. Дом же, где все квартиры приватизированы, муниципальным уже не является и исключается из реестра муниципальной собственности. Кто его будет обслуживать - решают сами жильцы. Но так как, кроме тех же самых ЖЭУ, жилье в нашем городе никто больше не обслуживает, то договоры "немуниципальные" дома также вынуждены заключать с ними. Из реестра муниципальной собственности дом снимается только в случае, если все без исключения квартиры в нем приватизированы. Таких домов пока в нашем городе немного. Но увидеть, что ожидает дом и его жильцов после того, как их вычеркнут из муниципальных списков, можно уже сейчас на примере ЖСК, ТСЖ и кондоминиумов. Дискриминация по отношению к ним проявляется на каждом шагу. Например, недавно "УльГЭС" начала отказывать им в заключении договоров на обслуживание квартир. То есть правило платить за электричество по расчетной книжке, как это делают все горожане, на жильцов немуниципальных домов с некоторых пор не распространяется. Они теперь должны платить за потребленную электроэнергию в свой кооператив или ТСЖ по установленному для всех горожан тарифу, а "УльГЭС" будет брать деньги с кооперативов и товариществ. Каждый такой дом должен установить у себя (за свой счет, естественно) общий электрический счетчик. Согласно его показаниям энергетики будут брать плату. Но жильцы будут платить в кооператив с учетом льгот для ветеранов и инвалидов, а энергетики будут брать с кооперативов по полной программе. Разницу кооперативам должны компенсировать комитеты соцзащиты, но у них, естественно, нет на это денег. Этим нехитрым способом энергетики защитили себя от отсутствия бюджетных компенсаций за предоставленные льготы по оплате электроэнергии. У кооперативов же не останется средств даже на обычное обслуживание мест общего пользования, не говоря уже о каком-то ремонте. Если ТСЖ и кондоминиумы в новостройках еще продержатся какое-то время, то старые кооперативные хрущобы в Засвияжье просто рухнут - у них не останется денег ни на что, кроме платы за электричество. Здесь в каждом доме до 80% жильцов ветераны и инвалиды, то есть льготники. Кстати, недавно на эту же систему оплаты перешел и "Водоканал". Если кто не пожелает платить по-новому, такой дом грозят отключить от электричества и перекрыть воду. Недавние отключения лифтов в кооперативных домах нового города лишний раз демонстрируют отношение руководства города и "жилищно-коммунального" начальства к "немуниципальному" жилью.
Нелли ПИСКУНОВА.