Добрая половина ульяновцев, имеющих отношение к рисованию, училась у Юрия Павлова, директора детской художественной школы, большинство членов местного Союза художников - также его ученики. На днях творческие люди города собрались в галерее Союза художников на открытие выставки, посвященной 40-летию школы, и прежде всего поздравляли Юрия Павлова, все 40 лет руководившего ею.
По рассказам, передаваемым поколениями учеников, художественная школа появилась так: молодой директор Павлов вошел в здание бывшей музыкальной школы на улице Гончарова, в котором не было ничего - ни столов, ни стульев, повесил свой пиджак на гвоздь и подумал: "С чего начать?". Потом появились и столы, и краски, и кисти, а главное - дети. Желающих научиться рисовать набиралось столько, что потребовались новые помещения. Школа переехала в жилой дом на улице Федерации. Позже - в здание на улице Ленина, где находится и ныне.
Юрий Васильевич - один из тех редких директоров, которых дети не боятся. Не потому, что не признают, просто могут разговаривать с ним на равных. Когда Павлов рассказывает о детях, у него улыбаются глаза. Своих нерадивых учеников он никогда не ругает, самое большее - может пожурить.
Сам Юрий Павлов в детстве учился одержимо. Он родился во Владимирской области, в среднюю школу ему приходилось ходить в город Судогда. Мальчик на занятия шел пять километров лесной дорогой. Возвращался ночью, а чтобы не напали волки, зажигал керосиновый факел.
Ивановское художественное училище Павлов закончил с отличием. Ему дали направление в художественный институт. А у художника была мечта поступить в академию, где учился Репин. Но не повезло, в академию в тот год брали прежде всего возвращавшихся с фронта бывших студентов академии. Переживал сильно. Теперь Юрий Васильевич понимает, что сама судьба указала ему дорогу к детям.
Еще студентом Юрия Павлова направили поработать в Ивановскую железнодорожную школу. Учителя рисования не выдерживали там и двух месяцев, разбегались. Пришел студент в классы и увидел послевоенную беспризорщину. Ученики-переростки держали в страхе всех учителей, те после уроков боялись идти домой поодиночке - бывало их и камнями забрасывали. Но Павлов выдержал. Благо, книги Макаренко читал. Проработал в школе целый год. Железнодорожники подарили учителю билет на поезд в любой конец страны.
Так Юрий Павлов решил стать учителем. Оказался в Ульяновске. Здесь он закончил пединститут. И призвание педагога потеснило призвание художника.
Не жалеет ли директор школы, воспитавший стольких удачливых учеников-художников, что сам он не среди них?
- Будь я художником, не сумел бы сделать в жизни столько, сколько сейчас делает целая армия моих учеников. Это меня успокаивает, - говорит Юрий Васильевич. - Могу ли я директорствовать здесь в будущем? Или же оставить школу, использовать оставшиеся годы и силы на творчество, писать картины, стихи? Здесь жизнь прошла.
Художественная школа для Юрия Павлова всегда значила больше, чем просто учебное зеведение. Это его дом. Он в нем и руководитель, и завхоз, и художник, он сам счищает с крыши снег (однажды доверил другим - крышу повредили), по ночам, если где-то осталась незакрытой форточка, сам бежит через весь город ее закрывать.
В школе Юрия Васильевича легко учиться, общаться, все построено на доверии и сознательной дисциплине, говорят преподаватели. Кстати, восемь из десяти педагогов школы - тоже бывшие ученики Павлова.
Алсу ИДРИСОВА.