На кону - алкоголь и деньги
Облпрокуратура пытается повернуть вспять процесс "прихватизации" ульяновского ликероводочного производства
То, что вскрыла в предыдущие недели прокуратура, наверняка потрясет воображение большинства жителей области. Дело касается одной из самых прибыльных отраслей региона - алкоголя. В прошлом году был смещен со своего поста гендиректор ОАО "Симбирск-спирт" Николай Ильин. Ему на смену пришли новые люди, в основном приезжие. Якобы для выведения отрасли из кризиса. И началось!
В ноябре 2001 года, как установила прокуратура, руководство "Симбирск-спирта" инициировало раздел предприятия на два самостоятельных - ОАО "Симбирск-спиртпром" и ОАО "Ульяновск-спирт". Был разделен и долг в бюджеты разных уровней. На "Ульяновск-спирте" повисло порядка 600 млн рублей, на "Симбирск-спиртпроме" - в 8 раз меньше. То есть было создано, как считают в прокуратуре, заведомо убыточное предприятие - ОАО "Ульяновск-спирт", в состав которого включили несколько малоперспективных спиртзаводов. В состав же "Симбирск-спиртпрома" ушли, образно говоря, конфетки. Среди них - ульяновские ликероводочный и спиртзавод. От чердаклинского "Истока" оттяпали линию розлива и тоже передали "Симбирск-спиртпрому". Все производство алкогольной продукции Ульяновской области, вопреки закону, было таким образом монополизировано.
Практически освобожденный от долгов и снабженный прибыльным хозяйством "Симбирск-спиртпром" должен, видимо, по замыслу авторов операции, двигаться вверх, обогащая нужных людей. А нагруженный "кирпичом" "Ульяновск-спирт" обрекался на дорогу вниз, на дно. По мнению прокуроров, топили его сознательно. График реструктуризации долгов не выполнялся, в то время как предприятие, не платя налогов, отпускало спирт без денег. Отпускало, естественно, производителям алкоголя. Был ли тут сговор, установит, вероятно, следствие, хотя есть уже версия, что верхушки двух предприятий принадлежат к одной "команде".
"Ульяновск-спирт" умышленно вели, по мнению прокуроров, к банкротству, нарушая по пути налоговое и антимонопольное законодательство. В случае успеха операции были бы убиты сразу даже не два зайца, а больше. Во-первых, уводилось все ликероводочное производство. Во-вторых, "кинутым" оказывалось государство, шанс которого на получение недоимки в 600 млн рублей сводился к нулю. В-третьих, банкротство спиртовиков делало их легкой добычей все того же "Симбирск-спиртпрома". Другими словами, захваченной оказывалась уже абсолютно вся отрасль.
Кое-что из намеченного успели сделать. В частности, запустить процедуру банкротства "Ульяновск-спирта". Месяц назад арбитражный суд ввел на нем внешнее управление. Еще немного, и все было бы шито-крыто. Но 2 апреля облпрокуратура возбудила против руководства "Симбирск-спирта" (сейчас эти люди входят в управление "Симбирск-спиртпрома") уголовное дело. По статьям 30, 196 и 199 ч.1 УК РФ. Это "покушение на преступление", "умышленное банкротство" и "уклонение от уплаты налогов". Наказанием по одной из названных статей может быть лишение свободы на срок до шести лет.
Возбужденное дело, говорится в сообщении областной прокуратуры, в текущем году уже 13-е "по фактам хищения бюджетных средств, незаконного завладения госсобственностью, преднамеренных банкротств и иным преступным деяниям экономической направленности". Похоже, работы в этом плане у правоохранительных органов резко прибавилось.
Дмитрий МИХАЙЛОВ, Сергей ПОЛЕНОВ.