Уважаемая редакция! Меня заставила обратиться в вашу газету заметка "отмена льгот в автобусах незаконна" от 2 марта. Может быть, я что-то не поняла, прошу объяснить. Прочитав заметку, в которой написано, что ветераны имеют право на льготный проезд в частных автобусах, я попробовала воспользоваться своей льготой ветерана труда. Сев в маршрутку, показала водителю удостоверение. Реакция была моментальной - маршрутка остановилась, и мне предложили идти пешком, если нет денег на проезд. Пришлось заплатить. Так кто же прав - водитель или я?
О.Дроздова, Ишеевка.
В материале "СК" от 2 марта говорится о результатах прокурорской проверки, в ходе которой были выявлены факты нарушения федерального законодательства в части предоставления ветеранам войны и труда льгот по бесплатному проезду на коммерческих маршрутах в Ульяновске. С точки зрения прокуратуры, получаемая предпринимателями лицензия на осуществление пассажирских перевозок и багажа на коммерческой основе обязывает выполнять требования законодательства Российской Федерации, в том числе и закона "О ветеранах". Однако на коммерческих маршрутах льготы не предоставляются. В данной противоправной, на взгляд прокуратуры, практике был обвинен Департамент автомобильного транспорта области, который, в отсутствие бюджетного финансирования расходов на предоставление льгот, не требует от частников предоставлять их ветеранам. Отсутствие же бюджетной компенсации выпадающих доходов не может являться основанием для отказа в их предоставлении. Все это изложено в представлении прокуратуры области руководителю Департамента автомобильного транспорта. На словах же в прокуратуре нам пояснили, что ветераны с полным правом могут воспользоваться своей льготой на так называемых "коммерческих маршрутах" - больших и средних автобусах, имеющих надписи "Без льгот" или "Маршрутное такси", либо просто с указанием стоимости проезда. Эти автобусы не предлагают всем пассажирам места для сидения и не останавливаются по их требованию в любой точке маршрута, если это не противоречит Правилам дорожного движения. Следовательно, они не относятся к категории "маршрутных такси", в которых льготы, по мнению прокуратуры, могут и не действовать.
В ответе на прокурорское предписание Департамент автомобильного транспорта ссылается на распоряжение главы администрации области от 14 января 2000 года. Этим распоряжением губернатор утвердил "Правила организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Ульяновской области". Здесь в разделе "Основные термины" написано: "коммерческий пассажирский транспорт - пассажирский транспорт, осуществляющий перевозку без обязательств по перевозке пассажиров, имеющих право на льготы и право на бюджетную поддержку". Следовательно, считают в Департаменте, по определению коммерческий пассажирский транспорт не может предоставлять льготы. Кстати, в Департаменте разделение транспорта на "коммерческие маршруты" и "маршрутные такси" не поняли. На их взгляд, городской пассажирский транспорт делится на муниципальный (со льготами, которые должны компенсироваться из бюджета) и коммерческий (без льгот). А коммерческий в свою очередь может быть в виде обычного автобуса или маршрутного такси.
Ответ Департамента на прокурорское представление был отправлен в начале марта. Примерно в то же время функции лицензирования на осуществление пассажирских перевозок были переданы из Департамента в транспортную инспекцию. Прокуратура переадресовала свои требования туда. Пока в инспекции идет процесс приема дел и банка данных из Департамента, и проблема льгот здесь пока не обсуждалась. Как нам сообщили в инспекции, в ближайшее время она будет решаться руководством инспекции совместно с областной администрацией. Следовательно, вопрос: "Действуют ли льготы на частном городском транспорте?" - по-прежнему остается открытым. Но открыт он только для самих ветеранов. Владельцы же коммерческого транспорта уже давно для себя решили, что возить бесплатно кого бы то ни было не будут. Хорошо это или плохо, однозначно ответить невозможно. С одной стороны, льгота ветеранам предусмотрена федеральным законом, которому должны подчиняться все без всяких условий и оговорок. С другой стороны, те или иные федеральные льготы имеют более половины всех пассажиров. Если дать им возможность ездить даром, тогда кто же будет платить за проезд?
В то же время, скорее всего, владельцы коммерческих автобусов без особого ущерба для своего кармана могли бы предоставлять бесплатный проезд какому-то количеству льготников. Такой компромисс мог бы решить проблему. Например, в Самаре по одному месту в каждой маршрутке отводится для льготников.
Что такой шаг в большой убыток предпринимателей не введет, говорит тот факт, что из Заволжья в Центр некоторые маршрутки везут пассажиров за 4 рубля. Значит, уже эта сумма является для предпринимателей прибыльной.
Но вряд ли местные владельцы маршруток последуют примеру самарцев. Об их отношении к возможности лишиться части прибыли говорит случай, свидетелем которого стал один из наших читателей. "Четырехрублевую" маршрутку, в которой он ехал, обогнала и остановила "пятирублевая". Оттуда выскочил бандитского вида парень и, для пущей убедительности пиннув дверь "провинившегося" водителя, в соотвествующих выражениях довел до него свое недовольство низкой стоимостью проезда. Хорошо еще, что под "горячую ногу" не попали пассажиры...
Нелли ПИСКУНОВА.