Кому достанется "Электромаш"?
Главное - спасти завод
До 1996 года "Электромаш", в качестве партнера кировского завода "Веста", выпускавшего стиральные машины "Вятка-автомат", занимался производством комплектующих для этой машины. Заказы "Весты" составляли около 97% производственных объемов "Электромаша". Остальные 3% - собственные изделия: стиральные машины "Симбирка" и пылесосы. В 1994 году "Веста" стала "буксовать". В тот год объемы заказов упали в два раза. В 1996 году кировский завод был признан банкротом.
Беда заказчика рикошетом ударила по поставщику. Тогда на "Электромаше" работало около двух с половиной тысяч человек. Что делать? Чем загрузить производство, узко специализированное на выпуске комплектующих для "Вятки"? Ответы на эти вопросы руководству предприятия нужно было найти как можно быстрее. Головной боли добавляла "коммуналка", находящаяся на балансе предприятия. Это 14 жилых домов, котельная. Ситуация ухудшалась день ото дня. В 1997 году в области началась волна арестов имущества предприятий-неплательщиков. На "Электромаше" арестовали весь транспорт - около 100 единиц, оборотные материалы, дошли до оборудования. Но без оборудования заводу конец. Сохранить его нужно было во что бы то ни стало. Генеральный директор предприятия Михаил Сабиев понимал и своим коллегам старался объяснить, что эти "дикие" времена в конце концов пройдут. Нужно только постараться их пережить с наименьшими потерями. Около 20 станков приставы все-таки забрали, но основное осталось в целости и сохранности благодаря созданию трех новых предприятий, на баланс которых и было переоформлено оборудование "Электромаша". Такой способ в те времена был весьма распространен. Об его эффективности можно судить сейчас, когда станки и производственные линии находятся на своих прежних местах, не растасканные за долги в неизвестном направлении.
Жалобы и проверки
Действительно, после августа 1998 года ситуация изменилась. "Весту" выкупили, она вновь стала размещать заказы на комплектующие у своего прежнего компаньона. Понемногу "Электромаш" начал оживать. Востребованными оказались производства, прежде бывшие вспомогательными. Уже давно в воздухе витала идея об изготовлении автоматических стиральных машин своими силами. Руководство "Электромаша" обращалось с предложением о сотрудничестве к таким известным производителям бытовой техники, как "Сименс", "Мерлони". Однако у всех потенциальных инвесторов были обязательные требования: предприятие должно быть работающее с чистым расчетным счетом и без всякого соцкультбыта на балансе. На этом все переговоры заканчивались. Идея несколько продвинулась только совместно с турецкой фирмой "Беко". Фирма передала ульяновскому предприятию документацию на стиральную машину. Для запуска этого проекта было создано не отягощенное старыми долгами и имущественными арестами предприятие ЗАО "Электробытприбор", 86% акций которого принадлежит "Электромашу", а 14% - ООО "Техоснастка", "Сэндофф" и "ПСБ" - предприятиям, на баланс которых в свое время было передано оборудование завода. К этому времени "Электромаш" получил большой заказ от ДААЗа на производство автомобильных запчастей. Было заключено предварительное соглашение с АО "УАЗ", которое планирует перевести сюда производство пластмассовых изделий и вакуумной формовки. Поэтому особым потрясением для "Электромаша" не стал даже разрыв отношений с "Вестой", отказавшейся от его услуг. Причиной разрыва стали неуемные аппетиты владельца кировского завода, пожелавшего получить в собственность литейное и ряд других производств ульяновского предприятия.
"Электромаш" начал оживать, у него появились перспективы. Спектр оборудования завода и его техническое состояние вызвали большой интерес со стороны различных предпринимателей, что позволило получить заказы и начать работу по поиску стратегического инвестора. Работники стали получать текущую зарплату, энергетики - оплату. С января 1999 года началось погашение долгов по зарплате за прошлые годы. Но, как оказалось, эта ситуация устроила не всех. Появились "униженные и оскорбленные". В этой роли, как ни странно, оказались свои же партнеры. ООО "ПСБ", одна из трех фирм - соучредителей "Электробытприбора", вдруг продается иногородним лицам. Владевший 90% акций "ПСБ" его генеральный директор Максим Емельянов 51% продает предпринимателям из Самары. "Электромаш", в свою очередь, начал оспаривать законность этой операции в арбитражном суде. "ПСБ", не заинтересованное в судебной отмене сделки, во все инстанции начало рассылать жалобы о якобы незаконных действиях генерального директора Сабиева, "заставляющего "ПСБ" войти в состав "Электробытприбора".
Поток этих жалоб налагается на поток жалоб, противоположных по смыслу, рассылаемых от имени группы акционеров "Электромаша". В их числе директор нуждающегося в производственных помещениях ООО "Прокоп" Александр Киушов и директор ООО "Волгомашкомплект" Виктор Зеленцов, предприятие которого нуждается в оборудовании, имеющемся на "Электромаше". Они, наоборот, приписывают Сабиеву разбазаривание оборудования по разным предприятиям и злостное использование им своего служебного положения. И те, и другие жалобы добросовестно рассматриваются налоговой полицией, ОБЭПом, КРУ Минфина, прокуратурой, областной администрацией. Никаких нарушений со стороны Сабиева многочисленные проверки не находят. Обиженные объединяются и, собрав все имеющиеся у них акции, которых у них набирается 10% - минимальное количество, необходимое, чтобы назначить чрезвычайное собрание акционеров, назначают это собрание. Оно должно состояться 12 октября. Главным пунктом повестки дня стоит досрочное прекращение полномочий совета директоров и генерального директора.
"По-хорошему" не получится
Но это только часть интриги. В июне предприятию удалось найти инвестора, который согласился вступить в число учредителей завода, соблюсти права других акционеров и погасить кредиторскую задолженность. Им оказался местный предприниматель, готовый вложить в "Электробытприбор" 58 млн рублей. Часть суммы должна была пойти на погашение старых долгов, а часть - на развитие производства стиральных машин. Уже подписано соглашение о намерениях. И тут в ход вступает сила куда более мощная и властная, чем описанные выше, но также заинтересованная в уходе Сабиева. План таков: генеральному предлагается уйти "по-хорошему" до решения арбитражного суда по продаже "ПСБ" и собрания акционеров. На его место должен встать "свой человек". При этом инвестору делается предложение приобрести предприятие не за 58 миллионов, а гораздо дешевле, за что устроители сделки получают, вероятно, свои комиссионные. Жалобщики, необходимые в начале "операции" для "выпихивания" Сабиева, потом получат объяснения в "незаконности" своих требований. Но на предложение уйти Сабиев ответил отказом. Совпадение это или нет, на следующий день "Электромаш" отключили от электроэнергии.
Совсем недавно будущее "Электромаша" вырисовывалось довольно благополучным. Есть заказы, желание и возможность работать, выгодные инвестиции. Все это пока никуда не делось. Сабиев по-прежнему "держит оборону" и "по-хорошему" не уходит. Давление на него растет. "Долги "Электромаша", его работники, его социалка никому не нужны, - говорит Михаил Вячеславович, - нужны цеха и оборудование. Их-то и пытаются заполучить, а вытаскивать предприятие из "болота" рвущиеся к руководству даже не планируют".
Нина ЖУКОВА.