"Культурная столица" преподнесла ульяновцам еще одно новое имя, на этот раз французского художника Николаса Дронникова. Выставка его картин открылась в субботу в Литературном музее "Дом Языковых".
Николай Дронников живет в Париже, эмигрировал во Францию в 1974 году, поскольку, по мнению художника, во времена застоя только заграница давала возможность полностью раскрыться человеку искусства. Коля Дронников еще пионером, увидев Матисса и Гогена, заболел нереалистической живописью. Даже учеба в Суриковском институте не смогла поставить художника на путь истинного творца соцреализма. Николай и жену нашел не от мира социализма - женился на французской журналистке, стажировавшейся в СССР. Когда пришло время рождения сына, француженка не рискнула обращаться в московские роддома и уехала на родину. Верный муж поспешил за ней и в Союз уже не вернулся. Даже дал клятву, что ногой на эту землю не ступит никогда.
Но сердце художника растопили ульяновские женщины, сотрудницы Музея Гончарова. В Париже в газете "Русская мысль" он прочитал их объявление о том, что музей разыскивает потомков Гончаровых. Дронников откликнулся с письмом о своем друге Саша Симоне, который приходится праправнучатым племянником симбирскому писателю. С художником завязалась переписка, он передал музею 36 предметов, связанных с именем Саша Симона - для музея Гончарова этот дар бесценен.
Позже Николай Дронников и сам согласился приехать в Ульяновск, привезти свои картины для выставки (годом раньше он побывал в Чебоксарах, где впервые за последние 30 лет состоялась его выставка и где он отмечал свое 70-летие).
Симбирск, родина Обломова, Николая Дронникова потряс. Здесь художник от нахлынувших эмоций то впадал в экзальтацию, то в эпатаж. Публично падал на колени: в музее - перед картинами Ларионова и Гончаровой: "Это мои учителя!". Перед русскими женщинами: "Это они поднимут российскую культуру!". Перед исполнителем чувашской народной песни: "Расчувствовался".
На пресс-конференции с журналистами художник ругал советский режим, восклицая: "Вступил бы я в комсомол - из меня бы дерьмо выросло". Произнес весь джентльменский набор эмигрантских пророчеств типа: "Истинная культура - в провинции", - увы, не зная, что примерно те же слова уже говорили десятки других приезжих эмигрантов. Дронников вызвал лишь досаду.
По словам художника, в Париже ему позировали все российские знаменитости, заезжавшие в столицу Европы - Ростропович, Солженицын, Окуджава, Галич. Нагишом позировала Дронникову прямая наследница Пушкина. Если верить Николасу, Марина Влади и Владимир Высоцкий познакомились во многом благодаря ему.
Художнику скучно без легенд. Но дружба Дронникова с Саша Симоном - это вовсе не миф.
Николай Егорович рассказал о судьбе Симона. Он - сын Елизаветы Гончаровой (внучки брата И.А.Гончарова) и Поля Симона. Семья жила в Париже, но в дореволюционные годы мальчика вместе с братом привозили отдыхать к бабушке в Калужскую губернию. Мировая война 1914 года и революция разъединили семью, Саша и его брат до середины 20-х годов оставались в России. Вернуться к родителям в Париж помогла мальчикам Мария Александровна Ульянова.
Николай Дронников рассказал, что у Саша Симона сохранилось особое отношение к родине своих предков. Симон воевал во второй мировой, попал в немецкий плен. Потерял здоровье. После войны в качестве журналиста приехал в СССР и работал спецкором французского журнала "Фигаро". Тогда художник и журналист и познакомились. Саша Симона уже нет в живых. Но остался портрет, написанный Николаем Дронниковым, который художник передал в дар музею Гончарова.
Алсу ИДРИСОВА.