Нынешней осенью земля оказалась щедрой на дары, урожай выдался неплохой. Эксперты считают это результатом сочетания случайных, в основном природных, факторов. Нам, людям, далеким от статистики, кажется, что дело тут все же не обошлось без участия простого крестьянина. Прошли времена, когда чуть ли не половина населения бросилась осваивать бескрайние российские просторы в надежде получить моментальную прибыль. Осознав, что сельский бизнес достаточно специфичен и малоприбылен, горе-бизнесмены уже побросали свои недостроенные фермы и ушли искать счастья в иных сферах. Остались те, кто и вправду любит и чувствует землю, те, кого полюбила земля.
Уже и государство всерьез озаботилось проблемами сельского хозяйства. Идут бесконечные споры о реформировании, о схемах субсидирования села, о возможностях кредитования. Далеко не все банки способны оказать крестьянину кредитную поддержку. Дело это рискованное и специфичное. Банку, никогда не работавшему с аграрным сектором, справиться с ним сложновато. В промышленности реже случаются форс-мажорные обстоятельства и неурожаи, а потому банку легче определить эффективность бизнес-плана. Правда, в Сбербанке вот считают, что сельское хозяйство - надежный объект размещения денег. Одна из главных проблем сельхозпроизводителей - постоянная нехватка оборотных средств, связанная с сезонным характером работ. Вырастил, продал, а впереди еще целый год. Нужно закупать технику, удобрения. С удобрениями пока дела обстоят не лучшим образом: российскую землю "балуют" химикатами в 30 раз хуже, чем в Китае, в 18 - чем в Германии, в 8 раз - чем в США. А уж с техникой и вовсе проблема. Говорят, в средней полосе России из трех комбайнов собирают один работоспособный. А в целом, примерно 80 процентов парка сельхозмашин нуждается в обновлении.
Сбербанк называют сейчас главным кредитором села, потому что он обладает значительными финансовыми ресурсами и разветвленной региональной сетью, что делает его доступным для населения. Кредитный портфель Сбербанка составляет, по официальным данным, в настоящее время 11 млрд долларов, 93 процента из них приходятся на реальный сектор экономики, причем 2,5 млрд долларов - долгосрочные инвестиционные кредиты сроком в среднем до пяти лет. Крестьяне нуждаются в "длинных" кредитах на покупку удобрений, тракторов и комбайнов. Техника не может окупиться за полгода. А большинство банков пока в состоянии выдавать только краткосрочные кредиты. В Ульяновской области в каждом из сельских районов только одно из пяти хозяйств в состоянии на собственные оборотные средства провести сев и убрать урожай. Остальные вынуждены как-то выкручиваться. В процессе отработки новых принципов кредитования подразделения Сбербанка в Ульяновской области направили в этом году 200 миллионов рублей. Нынешней осенью будет выделено еще 250 миллионов. Деньги дают самым сильным районам, которые в состоянии вернуть заем. К выбору клиента относятся очень щепетильно. Зато предполагается, что каждый год экономически сильные предприятия и сельские кооперативы Ульяновской области будут брать "под свою опеку" по нескольку слабых хозяйств. В ближайшие два-три года это позволит, как считают специалисты, укрепить все сельское хозяйство области, довести пашню до полутора миллионов гектаров. Вот такой замкнутый круг получается. А в перспективе должны быть реальный рост экономики страны и улучшение жизни людей.
Антон ЕРИН.