Во втором часу ночи вдруг "прорвало" магнитофон у соседей сверху. Потом начались танцы с притопами, визги и нечленораздельные крики. Мой настойчивый стук по батарее принес ожидаемые результаты лишь через полчаса (а может, просто танцевать устали). Воспользовавшись затишьем, ложусь спать. Не тут-то было! Через открытую балконную дверь на меня беспощадно обрушивается ночная уличная жизнь: пьяные подростки устроили во дворе драку. Слышатся крики, звон разбитых бутылок и до боли знакомые обороты русской речи. Приехавшая вскоре милиция восстанавливает тишину, и я наконец-то засыпаю. В пять утра квартира оглашается настойчивыми звонками в дверь: у нас хотят купить водку. Сожалею. Но водкой торгуют в соседнем подъезде.
Утром встаю вся разбитая. Хочется если не убить всех подряд, то хотя-бы покусать. Ну ничего, день только начинается. Захожу в лифт - там девушка с дымящейся сигаретой. Тут я уже срываюсь на нее. А она: "Да ладно ты, потерпи уж - четыре этажа всего". Ну уж нет, лопнуло мое терпенье! Кричу ей вслед, что это ей надо было потерпеть и закурить на улице. Все, настроение безнадежно испорчено. А все почему? Терпенья не хватило!
Что выбрать: терпенье, терпимость, толерантность?
Не нравится мне эта позиция - терпеть. Я человек активный, деятельный, могу за себя постоять, если надо. А что такое терпеть? Это тебя унизили, обругали, избили, ограбили, а ты - терпи. Слишком страдальческая концепция. Должны же быть какие- то границы - насколько окружающие могут и должны быть терпимыми по отношению друг к другу. Что и кого нужно терпеть, а что - нет?
На словах мы все очень толерантны. Но как вы будете реагировать, если ваша дочь собирается выйти замуж за представителя другой национальности, ваш сын стал принимать наркотики, а ваш супруг или супруга вдруг сменили сексуальную ориентацию? Да зачем такие экстремальные ситуации? Не многие, я думаю, с пониманием отнесутся к дамочке, зашедшей в магазин, чтобы купить любимой собачке килограмм колбаски за 200р. Чаще всего вслед она услышит чей-нибудь негодующий возглас: "Людям жрать нечего, а она своей псине лучшую колбасу покупает!" А ведь что здесь такого особенного: это, скорее всего, одинокая женщина и собака для нее - единственная отдушина в жизни, верное и преданное существо.
Как же здесь быть - терпеть? Наверное, быть толерантными. Последнее слово имеет более широкий спектр значений и может трактоваться как "выносливость", "снижение чувствительности" или даже "безразличие".
Ислам, наркотики, Запад - враги или "другие"?
Россия слишком большая страна, чтобы быть одинаковой во всех своих проявлениях в разных регионах. Но в то же время, наша культура объединяет явления, казалось бы, несовместимые. Ислам и православие будучи непримиримыми врагами во всем мире уживаются благодаря евразийскому положению России.
В Поволжье, где давно сосуществуют татары, русские, чуваши и мордва, на одной улице могут стоять православный храм и мусульманская мечеть. Но проблема межрелигиозных и межэтнических браков до сих пор очень актуальна. Пожилые и религиозные люди всячески стараются следовать традициям и не допускать подобных браков. Поэтому многие "смешанные" семьи находятся в ситуации противостояния и конфликта. А часто одному из супругов приходится менять веру и отказываться от своей культуры, вживаясь в новую. Доходит до того, что человек, сменивший веру и культуру лет через 10-15 забывает свой родной язык.
Еще один парадокс заключается в том, что даже неверующие к "своим" православным христианам относятся благожелательно, а к мусульманам - враждебно. Вот вам и веротерпимость!
Другая проблема, сотрясающая сейчас нашу культуру - наркомания. Мнения о том, как следует поступать с наркоманами, варьируются от безразличного "предоставить самим себе" до категоричного "ликвидировать". Мы так боимся всего непохожего, неизвестного, выходящего за рамки. Но если ликвидировать всех "непохожих", то кто же останется? Ясно одно - новые проблемы требуют нового отношения. Может быть, сначала постараться понять взгляды и поведения "других", и необязательно при этом принимать и разделять их?
Для многих наркомания - это проблема, пришедшая с Запада. В начале 90-х без приглашения ворвалась в нашу жизнь новая культура и сразу стала хозяйкой. И если раньше пеняли на всемирный еврейский заговор, то теперь стало ясно - нас хочет погубить Америка! Это злые американцы подсунули нам наркоманию, секс и насилие по телевизору. "Понятно, почему у нас такая молодежь пошла,"- ворчат старики. Ну что ж, отрицать безусловное влияние Запада нельзя. Но восприятие Запада современной российской молодежью весьма противоречивое. С одной стороны, Запад воспринимается как вполне толерантное общество, где существует изобилие и равенство потребительских возможностей. С другой - само развитие западной культуры понимается как процесс потребительский, а не духовный. Часто за видимой толерантностью стоит безразличие или неискренность. Что такое американская улыбка - выражение дружелюбия и приветливости или заученная манера поведения? Провозглашение американского общества обществом равных возможностей еще не делает его таковым... Хотя идея хорошая!
Толерантность-на-Волге
И до нашего города докатилась волна обсуждений толерантности. Вернее не докатилась, а доплыла в обличье теплохода "Максим Горький", на котором в августе причалили участники международной научно-практической конференции "Великий Волжский путь". Совместно с НИЦ "Регион" был проведен круглый стол "Молодежное измерение толерантности". И хотя, как отметила директор Центра Елена Омельченко, отдельно вопросами толерантности их организация не занималась, но во всех исследованиях молодежной культуры есть выход на эту проблему. Почему речь идет именно о молодежи? Да потому что это та группа, в которой быстрее всего происходит смена одних ценностей другими и определяются новые границы дозволенного. Объединение со "своими", размежевание с "чужими" - первый вопрос, встающий в молодежной культуре. Достаточно вспомнить, что именно в молодежной среде существует такое многообразие стилей, а призрак молодежных группировок все еще не покинул нас.
Как же соотнести толерантность, принятие "других" с ценностями, существующими в данной культуре? Где граница между толерантностью и беспринципностью, безнаказанностью? Одинаково ли воспринимается толерантность молодежью провинции и столицы? Вот неполный круг вопросов, которые поднимались в исследованиях НИЦ "Регион" и обсуждались в ходе круглого стола.
Послесловие
Увы, какими бы правильными ни оказались ответы ученых, общество всеобщей толерантности не наступит в один миг. Толерантность требует постоянной активности каждого члена общества по отношению к другим, признания права на инаковость, непохожесть, права на иную точку зрения, нестандартный образ жизни.
В повседневной жизни часто все кажется привычным, "нормальным", хотя многие вещи вокруг нас воспринимаются отнюдь не безболезненно. Включенный на полную мощность магнитофон у соседей; прохожий, бросивший на вас озлобленный взгляд, потому, что вы одеты "не как все" - подобные примеры свидетельствуют об отсутствии терпимости и заботливости по отношению к окружающим. А вы сами убавляете телевизор после 11 вечера; с уважением относитесь к решению своей дочери выйти замуж за человека другой национальности и религии; проявляете понимание к дамочке, боготворящей свою собаку?
Может быть, толерантность и состоит из подобных мелочей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не мелочами, а истинными проявлениями уважения к чужой личности? В конечном счете, толерантность - это просто ответственная позиция, которую вы занимаете по отношению к окружающим, а окружающие - к вам.
Ирина КОСТЕРИНА.НИЦ "Регион", Ульяновск.