"Это" стояло на набережной Свияги перед госуниверситетом. Хотелось подойти ближе, полюбопытствовать - что "это": какая-то скульптура, или промышленная конструкция, или что-то еще? Оказывается, называлось "это" "Черное солнце", или "Железное солнце", кому как нравится. Как оно называется сейчас, после сожжения? Наверное - груда металлолома.
Пионерский костёр
под "отмороженную" музыку
На акцию "Новое железное измерение" собралось около ста человек. По-видимому, потусоваться пришли самые стойкие студенты, надеявшиеся на дискотеку, да журналисты, работа у них такая. Мало того, что акцию перенесли с утра на восемь вечера, так еще битый час пришлось топтаться на набережной в ожидании "полного затемнения" для какого-то пионерского суперкостра.
Целый час на поле грохотала музыка в стиле мертвоотмороженного хауса. "Черное солнце" то одиноко стояло в полной темноте, то вдруг озарялось светом диапроектора. Тогда на лоскутах ткани, которые висели на железной конструкции и, по-видимому, были ее составляющей, невнятно просвечивали геометрические фигуры. Зрители должны были, по задумке авторов, наблюдая за этим, "думать о высоком и искать ассоциации". Не думалось абсолютно. Хотелось тишины, так как музыка и визгливый смех, раздававшиеся из колонок, просто оглушали присутствующих.
Единственное, что гармонировало с происходящим, - это проезжающие по мосту трамваи с голубовато-светящимися окнами.
В девять вечера все-таки началась "огневая инсталляция". Горело "солнце", сооруженное из стальных труб, колесиков и груды металлолома, минут десять. Теперь скульптура останется стоять на набережной Свияги. Пока не заржавеет. Тогда все это отвезут во "Вторчермет", откуда, собственно, и привезли.
Язык искусства - язык универсальный?
Возможно, Ульяновск еще не дорос до того, чтобы понимать арт-нуово. Никто из посетивших акцию так ничего и не понял. Может быть, нам просто подсунули лажу? В любом случае хэппенинга не получилось, а единственное, что соответствовало фестивалю "Ульяновск - культурная столица Поволжья", - визитка акции. Поэтому "Новое железное измерение" можно с уверенностью назвать первой неудачей фестиваля.
Члены студенческого художественного объединения города Веймера (Андреас Бартельке, Штефан фон Трешков и Георг Дюмляйн) надеялись, что покажут жителям Ульяновска новый вид искусства. Ведь язык искусства универсален, и понять перформанс, устроенный ими, должен был каждый.
- Вы уверены, что привезли в Ульяновск что-то новое?
- Понимаете, если следовать концепции Ницше, то в мире вообще нет ничего нового...
Пожалуй, Ницше был прав. У нас это не ново - на территории промзоны в новом городе груды металлолома, подобные представленной немцами, разбросаны на каждом шагу. Не такое ли "искусство" имели в виду организаторы акции, говоря о решении эстетических проблем города, о создании привлекательного облика современных городов? Да, теперь у нас появилась еще одна груда железа, правда, с довольно симпатичным названием.
Может быть, подобный метод утилизации металлических отходов и нетрадиционен, но особой эстетики, поверьте, в этом нет...
Ирина МАХОРТОВА.