"Вы, русские, - сумасшедшие"
Так сказала об организаторах "Культурной столицы" Мэри Маккоуле, представитель Фонда Форда в Москве
Столицами стали Ульяновск и Роттердам
И мировая история столиц культуры началась в Греции. В 1985 году министр культуры Греции, актриса Милене Меркюри предложила проект, призванный объединить людей творчества, целые города и регионы. Лучшего консолидирующего средства, чем культура, трудно было придумать.
В странах Европы за право называться "Культурной столицей" нужно выдержать серьезный конкурс. После него город в течение трех лет готовится к творческому марафону. Каков размах проектов, можно судить даже по нескольким примерам. В Хельсинки одним из условий конкурса был объявлен обогрев тротуаров центральной улицы, чтобы снег сошел на нет, а гостям городе было тепло, как на юге. В Стокгольме "Культурная столица" воплотила в жизнь 600 проектов. Нетрудно предположить, что в них могли принять участие практически все жители Стокгольма. В Европе флаг "Культурной столицы" в этом году поднялся в 16-й раз. Произошло это в Роттердаме.
Реакция на идею Сергея Кириенко запустить в Ульяновске вне очереди механизмы "столицы" была самой разной. Мэри Маккоуле, представитель фонда Форда в Москве, узнав, что русские собираются осуществить проект всего за пять месяцев, назвала организаторов сумасшедшими и заявила: "Вы в России беретесь за такие пограммы, за которые в Европе прагматичные люди не взялись бы".
Ульяновская творческая интеллигенция, напротив, отозвалась на "столичную" идею с энтузиазмом и даже начала доставать из столов авторские проекты, разработки, доселе не реализованные за неимением денег. Однако, поняв, что фонд "Культурной столицы" не настолько богат, чтобы дать зеленый свет всем проектам, большинство авторов вернули свои разработки на прежнее место. 12 работников культуры Ульяновска все же представили свои проекты на суд фонда Сороса, однако грант получил лишь один - премия "Музыкальный Венец".
Рядовые же ульяновцы звание "столицы" восприняли как насмешку: в городе темно и грязно, музеи, библиотеки загибаются, зарплату в сфере культуры задерживают, без горячей воды поддерживать культурный фасад не очень-то хочется.
И все-таки "культурный" проект заработал. Скептичная Мэри Маккоуле на пресс-конференции в Ульяновске, состоявшейся перед открытием, не без восхищения произнесла: "Вы русские - сумасшедшие!".
Кириенко и Шаманова встречали, как кинозвезд
"Столица культуры" 7 сентября отличалась от вчерашней, еще "некультурной", прежде всего солнцем (после долгих дождей!) и чистотой (дворники не подвели). В то время как площадь 100-летия Ленина, где проходили праздничные меропориятия, заполнялась детскими голосами, у Мемцентра, прямо под барельефом вождя, строгий капитан построил милицейский взвод. Эта картина придавала уверенности. День и в самом деле не был омрачен криминалом.
Торжество достигло кульминации в 17.45, когда на площади появились полномочный представитель президента России в ПФО Сергей Кириенко, губернатор Владимир Шаманов, мэр Павел Романенко и другие официальные лица. После приветствий, встреченных ликованием, представители разных национальностей ульяновской области вынесли пятиметровый флаг "Культурной столицы". Шествие сопровождала музыка, соответствено, о столице, только о той, которая "самая любимая".
По завершении ритуала открытия последовал другой: хождение власти в народ. Горожане не ограничивали себя в эмоциях: Сергея Кириенко, Владимира Шаманова встречали как кинозвезд. Молодежь просила автографы, пенсионеры - увеличения пенсии, сенгилеевцы замолвили слово за свой город: организовать "Культурную столицу" среди малых городов Поволжья, а начать - с Сенгилея. Полпред идею одобрил, предупредив, что теперь "столицу" будут определять только по конкурсу.
Первый день фестиваля закончился праздничным концертом, на котором президент института "Открытое общество" Екатерина Гениева зачитала приветствие Совета Европы "новой столице" и отметила, что за последние 10 лет впервые слышит, как политики с почтением произносят слово "культура" в течение многих дней.
Мэр Павел Романенко признался, что у него пропало желание передавать другим городам звание "столицы".
Лучше помыться или сходить в музей?
В аэропорту журналисты встретили Сергея Кириенко вопросом: "Стоило ли тратить такие деньги на проведение "Культурной столицы", когда на эту сумму можно было поправить положение с горячей водой?". Полпред ответил следующее:
- Деньги не тратятся, они приходят в Ульяновск. Фонд Сороса выделил сумму, которая, не будь фестиваля, в этот город бы не попала. Фонд Спивакова дает благотворительный концерт, не претендуя на гонорар. Меркантильная точка зрения не всегда подходит для культурных фестивалей, но то, что Ульяновск в итоге больше получает, чем тратит - это совершенно точно. Фестиваль открыл уникальные таланты, о которых жители города, может быть, знали, но другие города нет. Мне сейчас рассказали о гастролях ансамбля "Русская душа" в Нью-Йорке, о других талантливых коллективах. Эти открытия останутся, не пропадут.
Продолжая разговор на эту же тему за круглым столом, состоявшемся во Дворце книги, Сергей Кириенко сказал, что если исходить из подобных соображений, то Шостаковичу не нужно было писать свою седьмую симфонию, так как в Ленинграде была блокада, разруха, умирали люди.
Сергей Кириенко весь день открытия фестиваля провел в Ульяновске, посетил музей кузнечного цеха, выставку Маяковского, фотовыставку Олега Климова "Просто война". Поздно вечером от имени полномочного представителя президента России в ПФО был дан официальный прием, на котором, кроме официальных лиц, присутствовали делегации из городов Поволжья, приехавшие на открытие фестиваля не только в качестве гостей, но и за обменом опытом.
В 10 часов вечера Сергей Кириенко вылетел в Москву.
8 недель только начались
Фестиваль "Культурная столица" многие сравнивают с событиями, связанными со 100-летием Ленина. В самом деле, с тех пор Ульяновск не привлекал к себе такого пристального внимания, однако масштабы наследия этих двух событий вряд ли стоит сопоставлять. Тогда на родину Ленина работала вся страна. На этот раз - фонд Сороса плюс местный бюджет с вкраплениями спонсоров.
Восьминедельный марафон культурных событий только взял старт. Но обращаясь в будущее, можно только позавидовать следующей "столице" Поволжья. Несомненно, у нее будут совершенно другие масштабы, возможности. Приехавшие на открытие фестиваля представители фонда Форда, бизнесмены, увидев, что "Культурная столица" не фикция, а реальная программа, уже заявили о своих намерениях поддержать материально последующие проекты. Приезд на закрытие фестиваля представителя Совета Европы (обещание получено), а также возможный визит министра культуры России Михаила Швыдкого невольно заставят взглянуть на программу "Культурной столицы" уже совсем другими глазами.
Алсу ИДРИСОВА.