Адреналина черпнули через край
в попытке пройти по 12-километровой стене
Они шли по снежным вершинам гор и изнывали от жажды, как в пустыне. Седлали гребни хребтов и взбирались на снежные "грибы". Удержали в связке летящего в пропасть друга. И вернулись невредимыми домой, чтобы через время вновь испытать всю магию и коварство кавказских гор.
Они - это четверо ульяновских туристов, уже покоривших вершины Кавказа, Тянь-Шаня, Памира, этим летом попытались пройти маршрут по Безенгийской Стене, оцениваемый по альпинистской классификации как маршрут "5A" (самый сложный - "6Б"). Этот скалистый участок Главного Кавказского хребта протяженностью 12 километров планировалось пройти за девять дней и ночей. Но маршрут пришлось прервать. Косвенной причиной неудачи стало, как ни парадоксально, глобальное потепление планеты. Туристы на собственном примере убедились, что его влияние приобретает конкретные очертания.
Руководитель четверки Станислав Кушманцев поделился своими наблюдениями. Впервые изменения в климате Кавказа он заметил лет шесть назад. Заядлый турист привык к тому, что за ночь в горах снег обычно подмораживает и он покрывается корочкой льда. Альпинисты специально делают восхождения на рассвете, чтобы их удерживал лед и ноги не проваливались в снег.
Сейчас летом в горах морозов почти не бывает, температура ночью опускается максимально до минус четырех. Снег успевает покрыться льдом на очень короткое время. По склонам текут ручьи, а некоторые знакомые по прошлым походам перевалы вовсе "раздеты", они скинули с себя снежные покровы. Старожилы Осетии рассказали туристам, что подобной жары за свою жизнь не припомнят. Жару, разницу температур не выдерживают даже тысячелетние скалы. Разрушаются. Походы в горы становятся все более рискованными. Эти изменения, убеждены туристы, в прошлом году привели к трагической смерти альпиниста Марата Валеева. Однако риск для туриста не повод для того, чтобы мирно сидеть дома. Чем опаснее преодоленный маршрут, тем турист выше в собственных глазах. А притяжение высоты для этого народа равно притяжению земли.
Четверка туристов прошла почти половину Безенгийской Стены. Маршрут пролегал на высоте пять тысяч метров над уровнем моря.
- Адреналина черпнул весь имеющийся запас, - вспоминает Станислав Кушманцев. - Мы шли по гребню, балансируя на снежной "полочке" шириной не более человеческой ступни. Пропасть - слева, пропасть - справа, это, конечно, не придавало уверенности. Малейшая ошибка могла привести к непоправимым последствиям. Идти было тяжело: делаешь 5-8 шагов - и задыхаешься, в висках стучит, как в кузнечном цеху. И вдруг, проходя по сплетенному из ледяных нитей гребню, я одной ногой съехал с него вправо, а другая нога осталась слева - так я уселся верхом на этот ажурный нож. Ощущение, если честно, не самое приятное.
Туристы на себе испытали контрасты горной природы. Днем шли по снегу и от изнуряющей жары чувствовали себя, как в пустыне. На привале первым делом растапливали снег и кипятили чай. Чтобы насытиться, приходилось выпивать по шесть литров.
На высоте пять тысяч метров все чувства обострены, в том числе и интуиция. Она не раз выручала Станислава Кушманцева. В один из прошлых походов в горы в этом же районе проходили по тропе, над которой висел ледяной "зуб" размером с трехэтажный дом. Его заметили все туристы. Станислав попросил группу пробежать опасные сто метров как можно быстрее. Отстал только парнишка из Димитровграда, так что руководителю группы пришлось ускорить ему шаг крепкими выражениями. Только турист миновал скалу, ледяная глыба швахнулась вниз, от ударной волны парень вместе с рюкзаком летел вперед, как птица.
В последнем походе интуиция Кушманцева предотвратила ЧП. На третий день маршрута на пути группы вырос "жандарм" - снежный выступ на скале. Через него прошел первый участник группы, собирался подняться второй. Кушманцев взглянул на вбитый в скалу страховочный ледоруб, он не вызывал подозрений. Таких за время маршрута забивали сотни. Однако на этот раз что-то заставило вновь взяться за молоток и вбить крюк в скалу покрепче. Через пару минут следующий турист уже поднимался на "жандарма". Вдруг огромный подтаявший слой снега слетел со скалы, и альпинист полетел в пропасть. Спас его тот самый забитый покрепче ледоруб.
Участник отделался ушибом бедра, но группа решила повернуть назад, так как в горах любая болезнь протекает столь быстротечно, что даже небольшая царапина может привести к серьезным последствиям.
Однако горный поход успел запечатлеться в памяти великолепными "кинокадрами": вот два горных козла бьются в поединке, доказывая свою силу. Стук их рогов раскатом разносится на всю округу. Вот козлята устроили себе развлечение: взбираются на снежный склон, подпрыгивают, падают на попу и катятся по горке вниз. Поднимаются вновь и вновь с ветерком к подножию горы.
На пути туристов ожидало и горное чудо - ледяной гриб. Солнце разогревает со всех сторон каменную глыбу, а камень в свою очередь снизу подтапливает ледяной покров, так что тот превращается в "шапку" на ножке. Природа любит не равнодушных к ней туристов и готова открыть им свои тайны. Одним из таких открытий стал бьющий из ледника столб ледниковой воды, с которой начинается одна из многочисленных горных рек.
Но туристов не оставляет в покое непокоренная Безенгийская Стена. Хотя любители гор не любят дважды ходить по одному и тому же маршруту, на этот раз решили к ней вернуться снова. Но это восхождение произойдет только через несколько лет.
Алсу ИДРИСОВА.