"Между жизнью и смертью" - так определяют состояние человека под наркозом анестезиологи. Ровно 155 лет назад, 16 октября, в Бостоне был дан первый настоящий наркоз дантистом Мортоном. Этот день теперь принято считать Днем анестезиолога и реаниматолога.
А до той поры, пока за наркоз не взялись профессионально, хирурги проводили его своими методами. Например, накачивали до бессознательного состояния пациента спиртом (спиртовый наркоз), прикладывали к ране раскаленный предмет (для достижения болевого шока) или били деревянным молотком по голове через деревянную же дощечку (рауш-наркоз). Тут главное рассчитать силу. Тогда и смертность от так называемой анестезии составляла 80 процентов.
Сегодня анестезиология и реаниматология влияют на два самых важных показателя в медицине - младенческую и детскую смертность. Однако именно врачей, которым приходится спасать детей, балансирующих между жизнью и смертью, называют "врачами за сценой".
- Эта специальность считается одной из самых непрестижных. Из нее уходят. В этом году в России не подготовили ни одного специалиста по детской анестезиологии и реаниматологии: министерство не выделило мест на интернатуру и ординатуру, - рассказывает врач отделения реанимации детской областной больницы Александр Вдовин. Эта информация прозвучала на Всероссийском конгрессе по педиатрической анестезиологии и реанимации в Москве, на котором нашему врачу пришлось побывать.
Между тем, один процент детей старше года нуждается в реанимационной помощи, что касается малышей до года, то эта цифра гораздо больше. 817 тысяч операций детям делают в России за год. Почти все - под наркозом.
"Есть последний шанс. В городе ребенок, может быть, выживет", - такая фраза звучит часто. С тех пор, как возникли выездные реанимационные службы, или детские реанимационно-консультативные центры, показатели смертности значительно снизились. Дети, обреченные на смерть в селах, райцентрах, стали выживать в городе. Об этом на конгрессе в Москве речь шла особо.
- Среди 30 регионов, в которых существуют такие службы, наша возникла в первом десятке, - говорит Александр Вдовин.
Реанимобиль областной детской больницы пробегает в год до 180-200 тыс.километров, а за сутки - иногда по 1200 километров. Почти после каждого выезда - капитальный ремонт.
Иногда реанимационно-консультативный центр по привычке называют санавиацией, однако от авиации осталось одно название. В 1998 году волевым решением обладминистрации от вертолетов отказались: спасать человеческую жизнь с их помощью посчитали нерентабельным. Вызов вертолета до Николаевки, по подсчетам, оказался в 3,5 раза дороже, чем реанимобиля.
Почти половина детей, нуждающихся в реанимационной помощи, поступают с токсикологическими отравлениями.
- Эту проблему москвичи решают методом ликбеза (американцы его давно считают одним из самых действенных), - рассказывает Александр Вдовин. - У детских отравлений существуют даже условные сезоны. Например, сезон уксуса, когда взрослые заняты заготовками на зиму. Природное любопытство попробовать все на язычок может стоить ребенку жизни: 0,3 мл уксуса на 1 кг веса малыша - серьезная токсикологическая доза. Не было года, чтобы в сезон грибов не подтвердились самые мрачные прогнозы: в это время ежедневно в токсико-центр поступает по 2-3 ребенка. Тяжелейшие случаи отравления фосфоро-органическими соединениями характерны для сезона, когда травят колорадских жуков.
- Особо на конгрессе говорили о проблеме хирургии и анестезиологии новорожденных,- говорит врач Вдовин. - Детей, которые появляются на свет с врожденными пороками и в первые дни жизни нуждаются в операции, становится все больше. Раньше такие дети погибали, сейчас их оперируют. На конгрессе четко прозвучало, что детской анестезиологии необходимо постепенно отказываться от препаратов, которые используются до сих пор. Четыре детские больницы в Москве это уже сделали. Дело в том, что для детей используют те же анестетики, что и для взрослых. Однако доказано, что большинство из них на детей оказывают психоповреждающее действие. Нередко после перенесенного в младенчестве наркоза дети потом плохо учатся, часто болеют.
Вообще не существует специальности "Детская анестезиология и реаниматология", есть просто "Анестезиология и реаниматология". Только 30 лет назад появился первый учебник для специалистов, работающих с детьми. Между тем детская система организма иная, чем у взрослого. Так что вопросов много. Например, до сих пор не изучен до конца болевой синдром у детей. Еще лет 5 назад считали, что новорожденные не чувствуют боли - у них не созрели болевые рецепторы. Теперь доказано: чувствуют еще сильнее, чем мы. Так что теперь без обезболивателей (специальных кремов) им даже уколы делать не будут, не говоря уж о том, чтоб "резать пупы".
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.