В военкоматах области появились первые очереди ребят, подлежащих призыву на срочную службу. Осенняя призывная "страда" началась еще 1 октября и продлится до конца года. По словам военного комиссара Ульяновской области генерал-майора Владимира Витрянюка, количество призываемых осенью не изменилось по сравнению с весенним призывом. В войска из области необходимо направить 1700-1800 человек. Примерно 30 процентов из них будут служить во внутренних войсках. Эти ребята не должны иметь каких-либо ограничений по здоровью, судимостей (их родители тоже), приводов в милицию. Остальные попадут в войска Минобороны страны и пограничные.
Как и прежде, на срочную службу будут призываться ребята по состоянию здоровья полностью годные (категория А) и годные с незначительными ограничениями (категория В). Число последних доходит до 70 процентов. Это те, у кого что-то болит, но служить, по заключению врачей, они могут. С этой осени приняло силу новое положение о призыве совершеннолетних граждан, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Им будет предоставлена отсрочка на время учебы в школе.
Первые команды ульяновских новобранцев отправятся в конце октября в Москву. Около ста лучших призывников области, прошедших строгий отбор, зачислят в бригаду охраны Минобороны и в так называемый президентский полк. Остальных раскидают по всей России. Подробнее корреспонденту "СК" об организации призыва рассказал военком области Владимир Витрянюк.
- Владимир Никитович, многих родителей волнует вопрос, не попадут ли их сыновья в "горячие точки"?
- Конечно, кто-то попадет, но не сразу. Со сборного пункта этих ребят отправят в миротворческие части. В нашем военном округе это 27-я мотострелковая дивизия, дислоцирующаяся в Тоцком Оренбургской области. Там они как минимум полгода будут обучаться воинскому мастерству, и только потом их распределят по так называемым "горячим точкам". Условия службы постольку-поскольку. Например, если попадут в Молдавию, в Приднестровье, то там намного лучше служить, нежели здесь - тепло и светло. Но тем не менее они несут боевые задачи. В Абхазии, конечно, намного хуже.
- Кто имеет право служить в частях, дислоцирующихся вблизи дома?
- Принцип комплектования войск - экстерриториальный. Это значит, что служба вблизи дома законом не предусмотрена. Но стараемся семейных устраивать где-то поближе. Также тех, у кого тяжелое семейное положение: родители больные или семья большая, дети маленькие. Родители таких призывников могут ходатайствовать перед призывной комиссией, но не всегда их просьбы можно удовлетворить. Да и частей в области не так уж много. Не можем же мы человека с тяжелым семейным положением направить служить в 31-ю бригаду ВДВ, когда она все время находится в командировках на выполнении боевых задач.
- Как могут юноши использовать свое конституционное право на альтернативную службу?
- На сегодняшний день никак. Потому что в Конституции четко прописано - правительство РФ должно разработать положение о прохождении альтернативной службы или закон. А их нет. Мы уже много лет "воюем" с призывниками по этому поводу. Многие судятся, но ни один дело не выиграл, потому что нужно доказать, что вы не можете служить по идейным соображениям. А это нелегко.
- Может ли гражданин сразу поступить на военную службу по контракту?
- Нет. Он должен хотя бы год прослужить на срочной службе.
- Есть родители, которые сами приходят к военкому и просят забрать их сына в армию?
- Если они приходят, то мы уже знаем, что их сына, как правило, призвать невозможно. Или он уже одной ногой на скамье подсудимых, или наркоман, или алкоголик. Единицы родителей приходят с просьбой, чтобы их детей вырвали из той среды, в которой они находятся. Не надо бояться, что в военкомате только и думают, как бы схватить парнишку и отправить в армию. Призывает на службу призывная комиссия, которую возглавляет заместитель главы администрации области. А военком района является секретарем комиссии, а не председателем. За каждого призывника, которого нам возвращают из войск как призванного незаконно (по состоянию здоровья и т.п.), прокуратура возбуждает уголовное дело. И мы, и врачи должны доказать, что были правы.
У нас очень много "уклонистов", которых мы отлавливаем с милицией. И, как правило, 70-80 процентов из них оказываются негодными к военной службе. Им всего-то нужно было прийти в военкомат, пройти медкомиссию и получить законную отсрочку или освобождение от службы в армии.
Записал Дмитрий МИХАЙЛОВ.