Ульяновский мост через Волгу стал в последнее время объектом повышенного внимания. Может быть, и к лучшему. Но он пока только добавил властям лишнюю "головную боль", а жителям города и водителям - дополнительные неудобства.
"Мне моя работа дороже"
- Дай гаишнику 150 рублей, и он тебя пропустит, - посоветовал бывалый дальнобойщик Алексею, ехавшему через Ульяновск впервые. Алексей свой путь на казенной фуре держал на Самару, вез туда мебель из Карелии. Обычно он ездил через Сызрань, на левый берег Волги перебирался по плотине Волжской ГЭС, что в Тольятти. Но на прошлой неделе проезд иногородних большегрузных машин там запретили, пропускают только местные, и то ночью. Сослались на аварийное состояние переправы. В Ульяновске на другой берег дальнобойщикам можно проехать хотя бы ночью.
За 150 рублей Алексея днем не пропустили. Он предложил 200. "Мне моя работа дороже", - отказал постовой. Водителю ничего не оставалось делать, как развернуть свою "лошадку" и поставить ее на обочине грузовой "восьмерки" рядом с другими. Отказ сотрудника ГИБДД взять деньги вызвал среди шоферов удивление. Водитель "КамАЗа" с номерами Ханты-Мансийского автономного округа рассказал корреспонденту "СК", что на правый берег по плотине ему удалось проехать, заплатив тольяттинскому гаишнику 300 рублей. На обратную переправу не хватило денег, и он решил ехать через Ульяновск.
Алексею из Карелии еще повезло. В начале сентября его коллегу из Татарстана задержали сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями Ленинского РУВД за дачу взятки постовому ДПС возле волжского моста. Весь процесс записали на пленку. Возбудили уголовное дело и уже передали его на рассмотрение в суд.
Усомнившись в бескорыстности постовых, корреспондент "СК", беседуя с дальнобойщиками на обочине грузовой "восьмерки", обратил внимание, что несколько большегрузных машин, проехавших в сторону моста, довольно долго не возвращались назад. Возможно, у кого-то деньги берут и пропускают грузовики через мост? Однако, доехав до поста, мы увидели, как водителей заставляли разворачивать свои машины. Кому-то выписывали квитанции, вероятно, за уплату штрафа - они проехали под запрещающий знак.
Два года с заторами?
Пути скорого проезда через мост водители ищут недаром. Из-за полного запрета проезда иногороднего грузового транспорта через Волгу в Тольятти дальнобойщики сегодня прокладывают свой путь через наш город. В результате на подходах к Ульяновску в ожидании, когда разрешат проезд, выстраиваются километровые караваны грузовиков. В назначенное время они в сопровождении автомобилей ГИБДД начинают двигаться к мосту. Их количество, по словам заместителя губернатора Михаила Шканова, увеличилось в последнее время в 8-10 раз. За отведенные восемь часов с трудом успевают всех пропустить. Пытаясь хоть как-то разгрузить мост, областные власти обратились к железнодорожникам с предложением возобновить перевозки большегрузных машин с берега на берег на поездах. Но от этой затеи отказались по двум причинам. Во-первых, путейцы за день смогут перевозить лишь 160 автомобилей (а нужно 800). Во-вторых, себестоимость перевозок составляет 3200 рублей за одну единицу техники. Возить машины за 200 рублей, как в былые времена, железнодорожники не хотят: в прошлом году из-за таких услуг они понесли убытков на 1,5 млн рублей, так никем и не компенсированных.
Сегодня ночное движение по ульяновскому мосту осуществляется в так называемом реверсном режиме. Сначала машины полчаса едут с одного берега, затем - полчаса с другого. Сделано это для предотвращения ДТП: большегрузным машинам тесно на переправе, они могут задеть не только друг друга, но и опоры моста, что неоднократно случалось. Сейчас прорабатывается вопрос о движении одновременно в двух направлениях. Для этого понадобится привлекать к работе в ночь дополнительное количество гаишников. Готовится распоряжение губернатора об увеличении времени пропуска грузовиков на один час - с 21.00.
В Министерстве транспорта, как сказал Шканов, принято решение установить указатели вдоль федеральных магистралей с информацией об ограничении проезда через наш город и рекомендацией прокладывать свой путь через Саратов или Казань. Для многих это будет невыгодно. К примеру, чтобы проехать из правобережья в Тольятти через Казань, водителю нужно сделать крюк в 600 км, если через Саратов - в 800 км. Поэтому большинство машин пойдут все же через Ульяновск. И так на протяжении как минимум двух лет, пока не откроют движение через Тольятти.
Дмитрий МИХАЙЛОВ.
Досье
Тольяттинский мост введен в эксплуатацию в 1954 году. Капитальный ремонт не проводился ни разу. При достаточном финансировании строители рассчитывают реконструировать переправу за три года. На это время проезд для большегрузного транспорта будет закрыт. Основной его поток пойдет через ульяновский мост.
Новый ульяновский мост планируют сдать в эксплуатацию в 2007 году. При условии нормального финансирования. На днях возможен приезд в Ульяновск заместителя министра транспорта со своей комиссией. Власти надеются, что после их приезда в Москве будет решен вопрос о дополнительном финансировании строительства волжской переправы.