Правительство обещало в этом году инфляцию в 12%. Реально будет 18%. В 2002 году опять обещают 12%. Можно ли в это верить?
Правительство утверждает - ситуация под контролем. Налицо снижение темпов инфляции. В августе потребительские цены вообще не росли. В сентябре рост составил всего 0,6%. Вроде бы не плохо.
Но на самом деле все не так однозначно. За 9 месяцев этого года общий уровень инфляции составил 13,9% (в Ульяновской области уже достиг 21%). В октябре потребительские цены выросли еще. А учитывая ежегодно наблюдаемый всплеск инфляции в ноябре-декабре, получим к концу 2001 года минимум 18% (или в 1,5 раза больше обещанного правительством).
Кроме того, есть тревожные факты, которые нельзя обойти вниманием: это непрерывный рост тарифов на платные услуги - 30,6% с начала года (а в Ульяновске эта цифра составила более 50%). Более того, можно смело прогнозировать, например, рост цен на услуги жилищно-коммунальные, транспорта, связи... Поэтому опять обещанная правительством на будущий год инфляция в 12% выглядит сомнительно.
Резонно возникает вопрос: чего реально стоит повышение уровня зарплат бюджетников и пенсий примерно на те же проценты, что и уровень инфляции?
Все, что делается в стране по этому вопросу, явно недостаточно. Нет системы управления ценовой ситуацией. И пока ее не будет, доверять точности правительственных прогнозов сложно.
Как видно, тарифы (цены) за три года возрастут вдвое, а это приведет к росту затрат в производстве и, как следствие, к росту потребительских цен более чем в 5 раз.
Сегодня в ценообразовании на передний план выходят факторы, связанные с неблагоприятной структурой экономики. Начинающиеся реформы в отраслях естественных монополий, жилищно-коммунальном хозяйстве, расширение сферы платных услуг в социально-культурном секторе усиливают инфляционное давление. Вот почему в нынешней ситуации повышается роль ценового регулирования, проведения обоснованной ценовой политики.
Однако действующие механизмы конкуренции и регулирования цен (например, федеральные и региональные энергетические комиссии или антимонопольное ведомство) и законы о конкуренции, защите прав потребителей не дают желаемых результатов. И тому есть две основные причины: отсутствие реальной и здоровой конкуренции на наших рынках (ее как не было, так и нет), точнее, она затруднена из-за того, что все выгодные рыночные ниши захвачены крупными предпринимателями; поторопились с импортом разных моделей рыночных механизмов, хотя условия для их функционирования еще не созрели (яркий пример тому - фондовый рынок, товарные биржи).
К тому же российский рынок прямо-таки задавлен чиновничьим произволом и криминалом. И это настолько серьезный вопрос, что без долгих слов позволяет считать цену первичной экономической основой расцвета теневой экономики и организованной преступности. От завышенных цен берут свои истоки вызывающее богатство новых русских и убегающие в офф-шоры миллиардные капиталы. От всего этого страдает прежде всего потребитель. Цена ныне не отражает своей истинной природы. Она и продукт, и инструмент экономического произвола.
Михаил ТУРОВЕР.
Справка. Специалисты Федеральной энергетической комиссии делают прогноз тарифов (цен) на 2001-2004 годы. Приведем данные только по двум энергоносителям:
2000 2001 2002 2003 2004
Тариф на электроэнергию
(средний), коп./кВт*час 38 51 66 83 103
Оптовая цена на газ,
руб./1000 куб.м 440 620 807 968 1161