Отныне американские пилоты обязаны при себе иметь оружие, а в салоне лайнера во время полета должен находиться охранник. Такой федеральный закон после терактов был принят в США. Но нынешнее поколение вряд ли знает, что подобные меры вводились в нашей стране еще в 70-х годах. Пилоты летали с оружием, а в салоне сидел переодетый милиционер. Правда, потом от этого пришлось отказаться. Вот что рассказал корреспонденту "СК" ульяновец Владимир Сергеев, бывший пилот, налетавший почти 15 тысяч часов.
Разрешалось ходить только парами
Летать с оружием советские летчики стали в начале 70-х. Тогда в СМИ не афишировались попытки захватов лайнеров террористами, и об этом мало кто знал. Тем не менее, желающих с помощью воздушного судна обрести "долгожданную свободу" было достаточно. Специальным постановлением правительства летчикам во время полета разрешили иметь при себе оружие. Пистолет "Макаров" могли носить только командир, второй пилот, штурман и бортрадист. Все остальные члены экипажа - инженер и бортпроводники - оружия при себе не имели.
Сразу возникли сложности. Члены экипажа, у которых было оружие, имели право ходить по аэродрому только парами. После выполнения рейса оружие необходимо было сдавать в специальные комнаты хранения, которые появились во всех управлениях гражданской авиации. На это уходило много времени. К тому же летчикам, помимо основной специальности, приходилось совершенствоваться в стрельбе, выезжать в тир. Начиная с 1973 года в салоне воздушного лайнера во время полетов находился еще и вооруженный милиционер или сотрудник ВОХРа аэропорта. Чтобы не выделяться среди пассажиров, он был не в форме, а в "гражданке".
Вместо пистолета поставили бронированную дверь
Но все эти меры были неэффективны. Однажды во время рейса "Москва-Сочи" произошла попытка захвата "ИЛ-18". Террорист без препятствий вошел в кабину и потребовал лететь в Израиль. Члены экипажа оказали сопротивление. Стрельбу в воздухе открыл переодетый милиционер. Пуля пробила обшивку лайнера, началась разгерметизация корпуса. В результате "ИЛ-18" потерпел катастрофу. Был также случай, когда при попытке обезвредить террориста, во время стрельбы был убит ни в чем не повинный пассажир.
Правительство было вынужденно отказаться от таких мер безопасности. К тому же в начале 80-х годов СССР подписал с зарубежными странами конвенцию, согласно которой все стороны обязались возвращать угнанные самолеты. Наши летчики перестали летать с оружием, им также запретили оказывать сопротивление террористам в небе, а из штатного расписания убрали должность "летающего охранника". Вместо этого в кабине пилотов появились бронированные двери, которые устанавливаются на самолетах и сейчас. Экипажу запретили впускать в кабину пилотов посторонних лиц. При необходимости все сообщения от пассажиров имела право передавать только стюардесса.
Арсений КОРОЛЕВ.