После того как спустя год после смерти тело ульяновца Дениса Кириченко извлекли из подлодки "Курск", его возвращение домой оказалось непростым.
Напомним, что Денис Кириченко после окончания Ленинградского военно-морского училища им. Дзержинского служил на подлодке "Курск". Во время трагедии в Баренцевом море он находился по штатному расписанию в четвертом отсеке. Его тело удалось найти только после того, как подняли лодку.
Дениса опознали сразу. Родителям для этого не пришлось выезжать в Североморск. Гроб с телом Дениса сначала планировали перевезти в Ульяновск на военном самолете. Но командование Северного флота не нашло для этого средств. Из Мурманска "груз-200" в сопровождении четверых североморцев отправили на гражданском самолете, но только до Москвы.
В Ульяновск гроб с телом должны были доставить еще в минувший четверг. Но в первопрестольной о скорбном грузе никто не знал. В неведении были и столичные сотрудники комендатуры, которые в таких случаях должны принимать "груз-200". Оставив "цинковый ящик" в камере хранения, моряки стали срочно звонить в Североморск. Оттуда командование СФ направило запрос в Москву и в Ульяновск.
- Удивляет наша безалаберность, - сказал мичман Андрей Николаев, один из сопровождающих. В Москве нас никто не встретил. Мы в буквальном смысле всего добивались сами.
Кстати, одним "бортом" из Мурманска везли сразу четыре гроба. Их приняли самолеты, идущие в назначенные пункты. С Ульяновском вышел прокол. Местные авиакомпании, чьи лайнеры были в тот момент в столице, не взяли на себя ответственность перевозки тела подводника, оговорившись, что для этого нужны самолеты с грузовыми отсеками.
После согласования со столичной комендатурой гроб с горем пополам переправили до железнодорожного вокзала. Теперь необходимо было уладить все с тамошним комендантом. Как раз готовился к отправке ульяновский фирменный поезд.
- Но комендант отказал нам, - сказал капитан 3-го ранга Юрий Сковпнев. - Не положено, нужен спецвагон, а в фирменном такого нет. Я поверил коменданту, а потом, когда подошел к поезду, увидел почтовый вагон. Опять побежал к коменданту. Он говорит, все равно не положено. Да если бы я знал, что есть почтовый вагон, то сам бы подошел к бригадиру поезда, договорился.
Но было уже поздно. Пришлось ждать еще два дня.
Все это время североморцы жили в гостинице за свой счет.
Тело Дениса привезли в Ульяновск ранним утром в воскресенье. Встречали его сотрудники Ленинского военкомата и комендатуры.
В воскресенье днем в военкомат пришел отец Дениса, Станислав Петрович. Мать не смогла. В тот же день родные погибшего подводника пригласили к себе домой на поминальный обед моряков-североморцев.
Прощание прошло вчера в гарнизонном Доме офицеров. Гроб был накрыт андреевским флагом, на нем - кортик и фуражка морского офицера. В почетном карауле застыли офицеры и курсанты. Проститься с подводником пришли военнослужащие Ульяновского гарнизона, моряки из "Арсенала", курсанты военных училищ, суворовцы, друзья и знакомые.
11 часов утра. В зале остались только родные и близкие Дениса. Под траурную музыку курсанты вынесли гроб на улицу. Сотрудники ГИБДД на час перекрыли движение по улице Советской. По обочине дороги в одну шеренгу выстроились суворовцы. На алых подушках орден Мужества и медаль "За боевую службу". 15 венков от различных организаций города и моряков-североморцев несли морские офицеры. Траурный эскорт в сопровождении машин ГИБДД направился на северное кладбище.
На кладбище прошел небольшой митинг. Один из бывших военных прочитал свои стихи, которые посвятил погибшему подводнику.
Родные и близкие Дениса гладили руками гроб. Но слез нет. Выплакали за год. Осталась только боль.
Офицер снял с домовины андреевский флаг, аккуратно свернул его и вместе с кортиком передал Станиславу Петровичу. Курсанты опустили гроб в могилу.
Неожиданно Станислав Петрович подошел к могиле, вынул из сумки капсулу с водой Баренцева моря и вместе с горстью земли, привезенной из Ведяево, опустил в могилу.
Последние почести морскому офицеру отдали военные, пройдя мимо могилы торжественным маршем. Так закончился последний "поход" 24-летнего подводника.
Арсений КОРОЛЕВ.