UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота. 31 марта № 46-47



Дырник с улицы Гончарова


Филипп Солодков очень набожный человек. Его предки принадлежали, как он говорит, к религиозной секте "дырников". Религиозные традиции Филипп впитал с молоком матери. Ульяновский дырник весьма общительный, располагающий к себе человек, но вопрос вероисповедания является закрытой темой для чужаков. Рассказать о своей вере он согласился лишь после нашего довольно продолжительного знакомства. "Все у нас одинаковое. А в храм православный ни я, ни мои деды никогда не ходили. Не велено нам, - говорит мой собеседник; помолчав, добавляет: - У нас свой Бог!"
После раскола православной церкви в 1666 году старообрядцы покидали насиженные места и уходили в глубь территории России. Оседали во вновь строящихся городах, одним из которых стал Симбирск, основанный в 1648 году и активно заселявшийся в середине семнадцатого столетия. Но вместе с православными старообрядцами были и другие. Они тоже крестились двумя перстами, но не на иконы, а на восток, в открытое небо, тоже обращали молитвы к Богу-отцу, но называли его совсем другим именем. "Дырниками" их прозвали потому, говорит Солодков, что в избе им полагалось с восточной стороны делать форточки (дырки), чтобы в ненастную погоду можно было молиться дома, но обязательно глядя на небо. В хорошую погоду они молились во дворе, в укромном месте.
"Нашего бога зовут Тенгри, - рассказывает Филипп, - а вера наша называется тенгрианство и уходит своими корнями в глубь веков. Возникла она в конце II - начале I тысячелетия до н.э.".
По его словам, после открытия археологом Окладниковым на берегах Енисея следов древней тюркской культуры появилась возможность говорить и о религии тюрков-кипчаков, населявших гигантскую страну Дешт-и-Кипчак (степь кипчаков). На западе она достигала подножья Альп, на востоке ее граница терялась за Байкалом. На севере страна Дешт-и-Кипчак доходила до Москвы-реки, а на юге - до Черного моря. Именно такую страну, утверждает Филипп Солодков, завещал потомкам великий царь Аттила, предводитель кипчаков, известных в Европе под именем гуннов. Воины Аттилы к середине V века завоевали почти всю Европу не только потому, что они владели более совершенным оружием или применяли неведомую тактику боя. Главная сила пришедшего с востока народа заключалась в его высоком духе, опиравшемся на развитую религию. Гунны пришли в языческую Европу под знаменами с крестом. Крест на хоругвях Аттилы был символом Тенгри, верховного и единственного бога их древней религии. К Тенгри обращали гунны свои молитвы, просьбы, ему приносили жертвы. Свою покорность Богу гунны подчеркивали, используя древнейший символ - знак равностороннего креста: его наносили на лоб краской или с помощью татуировки.
С принятием на Руси христианства тенгрианская религия плавно слилась с молодым учением Христа. Ведь общих черт у этих религиозных учений было больше, чем различий. Не случайно древние европейские историки - Приск и Иордан - называли царя Аттилу и его предшественников христианами.
Солодков уверяет, что тенгрианство и христианство всегда прекрасно уживались друг с другом в степи. Когда же на Руси началось церковное деление - раскол, - то все смешалось, перепуталось, многое забылось. Старое уже не почиталось как прежде, к тому же за прежнюю веру наказывали. Сохранилось свидетельство дьякона одной из симбирских церквей Федора Иванова, записанное на суде во второй половине XVII века: "Многие поселяне, и попы, и дьяконы, живучи по селам своим, поклоняются Богу-солнцу, где с ними не случится образа иконы Христовой и креста Его". В 80-х годах XVII века старообрядца-дырника Василия Солодкова - предка Филиппа по отцовской линии судили за то, что он не ходил в храм, говоря: "Бог наш на небеси, а на земле Бога нет", - и крестился, глядя на небо ...
Филипп показал мне место, где он общается со своим Богом. Это оказался незастекленный балкон его двухкомнатной квартиры, выходящий окнами на улицу Гончарова. Ни грохот автомобилей, ни шум людской толпы ему, по его словам, не мешают.
Илья ДЕНИСОВ.
Справка
Дырники - это самокрещенцы, которые утверждают, будто ныне, без священства, некому освятить новописаные иконы, а неосвященному образу Божию не подобает поклоняться. Древнеписаным же иконам, освященным прежними благочестивыми священниками, они не поклоняются потому, что почитают их за оскверненные от обладания еретиками. На этом основании они и утверждают, что ныне, по нужде, за неимением освященных икон, нужно поклоняться только на восток. А так как в зимнее и в ночное время выходить на молитву не всегда удобно, равно как и зимой открывать окно для моления тоже не всегда удобно, а через стену и сквозь окна молиться на восток они почитают грехом, то они обыкновенно делают на восточной стене дыру и, когда нужно, вынув затычку дыры, молятся в нее на восток. За это прочие старообрядцы и прозвали их "дырниками" или "дыромоляями", или "щельниками". Последователи этой секты существуют в разных местах, но в самом незначительном количестве.

[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz