В субботу родственники погибших в катастрофе вертолета "МИ-8" летчиков увезли их тела, чтобы каждого похоронить на родине.
35-летний командир экипажа подполковник Александр Кутузов не был женат, родители увезли его к себе в Екатеринбург. Бортмеханику Сергею Кошеленко было около 30 лет, семья забрала его останки, чтобы похоронить в Одессе. Тело его ровесника Анатолия Кошкина увезли в Душанбе.
На обочине дороги, где еще на прошлой неделе лежали обломки аппарата, будет установлен обелиск. Об этом в субботу сказал журналистам первый заместитель начальника департамента авиации Федеральной пограничной службы генерал-майор Анатолий Железнов. Он прибыл в Ульяновск на прошлой неделе сразу после аварии вертолета в составе комиссии, расследовавшей причины катастрофы.
Железнов рассказал, что экипаж вертолета "МИ-8" выполнял задание по охране внешней границы республики Таджикистан на самом горячем участке, где приходилось перекрывать один из самых основных каналов транспортировки наркотиков из Афганистана. Вертолет 1988 года выпуска выработал свой ресурс и был отправлен в Санкт-Петербург на ремонт. С этой целью "МИ-8" осуществлял перелет через Казахстан с дозаправкой в Оренбурге, Ульяновске и Ярославле. 19 марта машина вылетела из Оренбурга после таможенных мероприятий. На ее борту не было ни вооружения, ни боеприпасов, экипаж личного оружия не имел.
По словам Железнова, все системы вертолета работали исправно. При заходе на посадку в Ульяновске в 10.55 внезапно пропала связь. Далее - катастрофа. Комиссия тщательно проверила средства объективного контроля: магнитную пленку переговорного устройства экипажа с наземными службами и "черный ящик". К сожалению, от удара о землю и из-за пожара пленка черного ящика сильно пострадала. Ее расшифровкой займется НИИ Министерства обороны в Москве. Туда же будут направлены все обломки, чтобы установить точную причину аварии.
"Выполняю первый разворот", - эти слова, которые записал бортовой магнитофон, были последними. Известно, что вертолет стал разваливаться во время второго захода на посадку. Эксперты установили, как это произошло. Вначале разрушилась хвостовая балка из-за удара лопастью несущего винта. Ручка управления, которую в таком случае невозможно удержать, скорее всего, переломала ноги пилоту и штурману. Вибрация при этом настолько сильна, что экипаж, по-видимому, погиб еще в воздухе от разрыва внутренностей.
Аварийная ситуация произошла на высоте 350 метров, вертикальное падение - с 60 метров. Ориентировочная скорость вертолета - 80 км в час. Все произошло за несколько секунд. От летчиков в той ситуации уже ничего не зависело. По оценкам экспертов, вины экипажа или чьего-то злого умысла здесь не было. Версий же, как могла лопасть винта задеть хвост, несколько. Возможно, экипажу пришлось делать крутой разворот из-за встречи со стаей птиц. Может быть, вертолет сильно накренило ветром. Генерал-майор Анатолий Железнов утверждает, что точную причину смогут назвать только в НИИ Минобороны. Он поблагодарил областную администрацию за максимальную помощь комиссии, а также курсантов ульяновских военных училищ за то, что тщательно прочесали окрестности аварии в радиусе до пяти километров. Именно они нашли массу деталей, что позволило восстановить картину трагедии.
Елена ГАВРИЛОВА. [обратно...|обсудить статью]