UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота. 17 марта № 38-39



Знахарь


18 марта 1736 года на центральной площади Симбирска был сожжен на костре посадский чиновник Яков Яров, обвиненный церковью и властями в ереси и колдовстве.
Жена-предательница
5 августа 1732 года в церковный суд - Симбирскую ратушу - пришла скромно одетая женщина средних лет и поведала заседателям о странном поведении мужа. Варвара, так звали женщину, была как никогда искренна.
Она рассказала, что несколько лет назад поневоле вышла замуж за симбирского посадского человека Якова Ярова. Странность и загадочность в этом мужчине она стала замечать, как только они начали жить вместе.
По ночам ее муж уединялся в своей комнате и занимался, по мнению жены, колдовством. Не раз она видела в его руках запрещенные книги, на столе - всевозможные травы, а также расставленные свечи. А однажды она даже углядела человеческие кости. Яков бормотал себе что-то под нос, пересыпал семена и травы. Варвара боялась даже спать с мужем в одной кровати и стала с того времени видеть леденящие душу сны. Так продолжалось длительное время.
И вот однажды она решилась обо всем рассказать своему духовному отцу - местному священнику. Тот посоветовал обратиться в церковный суд - Симбирскую ратушу. Что Варвара и сделала.
...Заседатели ратуши внимательно выслушали женщину и попросили ничего не говорить мужу о ее визите. А на следующий день несколько земских представителей тайно пробрались в дом Ярова и спрятались на чердаке. Они решили убедиться в колдовских способностях Якова и застать его врасплох.
В тот вечер Яков вновь занялся чтением запрещенной книги. Произносил заговоры, перебирал травы, и когда он взял в руки книгу и подошел к свечам, "следопыты" набросились на него и, скрутив руки, связали колдуна. Потом учинили в комнате обыск. Изъяли все книги еретического содержания, прихватили зелье и отправились в ратушу. В тот же вечер Ярова обвинили в ереси и колдовстве. Все показания колдуна записывали в отдельную тетрадь.
Народный врачеватель
О том, что травы и заклинания способны излечить многие болезни, Яков Яров стал замечать еще в молодости. Сам не раз прибегал к лекарственному зелью, когда мучил какой-нибудь недуг. А силами заговора только восторгался. Постепенно он стал разбираться во многих травах, собирал их летом и осенью. Изучал организм человека и животных. В округе он прослыл хорошим знахарем. К нему шли люди, и он никому не отказывал. Лечил от всех болезней, некоторых даже избавил от безумия. Почти 10 лет он бродил по окрестным селам и деревням, заходил в дома и исцелял тяжелобольных людей.
В то время народные врачеватели нередко обставляли процесс лечения таинственными действами - чтением молитв, заговоров, всевозможными манипуляциями. Из-за этого их считали людьми особенными, владеющими колдовскими силами. К ним относились настороженно и все же шли лечиться.
В 1730 году Яров уже лечил посадских людей в Симбирске. Все благодарили знахаря.
"Он еретик!"
Во время следствия не раз проводились очные ставки Ярова с женой. Варвара стояла на своем: "Он еретик!" К сожалению, следователи не смогли найти всех, кого исцелил Яров. Но те, кого вызывали на допрос, говорили только хорошее об этом человеке. Рассказывали, что во время лечения он ничего страшного не делал. Лишь читал молитвы и давал пить травные настои. Тем не менее настороженность не проходила.
Почти четыре года длилось следствие. Все это время Яров сидел в тюрьме. За ходом дознания особо следили в Петербурге. Уж слишком темным, тайным и загадочным было дело. Заседатели не пришли к единому мнению, был ли Яров еретиком или нет.
Тем не менее Симбирская ратуша передала дело в Канцелярию симбирской провинции. И снова допросы, пытки, каждодневные избиения. Яров объяснял, что просто лечил людей, не применяя никаких колдовских сил, не нарушая Закона Божьего. Он долго стоял на своем, но в конце концов не выдержал побоев и издевательств и отрекся от своих показаний.
Костёр
В 1731 году в России вышел указ, в котором говорилось, что "некоторые люди, забыв о страхе перед Богом, показывают свои способности, будто они знают волшебство и могут этим помочь людям. Они заходят в дома и помогают людям.... Таких людей ждет неимоверная смерть, сожжение на костре".
На основании этого указа Казанская Губернская Канцелярия вынесла свой вердикт: "Признать Ярова еретиком и приговорить к смертной казни, сожжению на костре". В начале XVIII века подобная мера наказания часто применялась к преступникам.
День 18 марта 1736 года выдался морозным и ясным. На центральной площади Симбирска собралось много народа. Посреди площади стоял огромный столб, вокруг которого лежали дрова. Ярова вывели на площадь с черной повязкой на глазах. Где-то там, в толпе, мелькнуло лицо его жены. Варвара смотрела на мужа глазами сумасшедшей. Ярова привязали к столбу.
- На страх другим... - проговорил один из чиновников после зачтения приговора и поднес горящий факел к поленьям. Через несколько минут пламя скрыло знахаря от глаз любопытствующих. Говорят, что, умирая, он даже не вскрикнул. Бог принял его душу. Наверное, потому, что он не был грешником.
Арсений КОРОЛЕВ.
[обратно...|обсудить статью]

Hosted by uCoz