Нестандартная идея, нестандартное место проведения, нестандартные составы исполнителей - так охарактеризовал завершившиеся в Ульяновске международные брасс-игры московский профессор Евгений Дуков из Института искусствознания. Он считает, что у идеи игр есть будущее, если найдутся люди, заинтересованные в нем.
"Идея, вызревшая в конкретных мозгах, реализованная в конкретном месте, имеющая конкретный пафос, создала необычную обстановку, заинтересованное, дружеское отношение всех тех, кто здесь собрался, - сказал Дуков в интервью "СК". - Многое в организации игр было построено на системе неформальных связей, на симпатиях людей, но это - редкий случай! - не привело к "мафиозности", а напротив, дало конструктивный импульс".
Напомним, что состоявшиеся впервые в России и даже в мире международные брасс-игры были состязанием брасс-квинтетов - ансамблей исполнителей на медных духовых инструментах - и отдельных солистов-духовиков из их составов. Причем идея организатора - областной филармонии - заключалась в том, чтобы привнести в музыкальный конкурс элемент спортивной зрелищности, поэтому судейство было мгновенным и открытым.
Уже после первого тура в победе питерского коллектива "Киров-брасс" из Мариинского театра мало кто сомневался: по чистоте звука и драматизму исполнения они были вне конкуренции. Тем более значимым было второе место ульяновского квинтета "Волга-брасс". Нужно отдать должное и его руководителю Валерию Уткину, который упрашивал приехать на брасс-игры коллектив из Санкт-Петербурга, отчетливо понимая, что приглашает главного конкурента и вероятного победителя. В финале "Киров-брасс" настолько безукоризненно исполнил "Танец с саблями" Хачатуряна и сюиту Стравинского "Жар-птица", что один из судей поставил музыкантам максимальный балл - 100.
Питерские музыканты не участвовали в личном зачете. Как объяснил солист "Киров-брасса" трубач Сергей Крючков, они приехали, чтобы получить удовольствие от события, не утомляя себя атмосферой экзамена. В ходе обсуждения итогов брасс-игр он также предложил, чтобы в будущем игры были в первую очередь конкурсами ансамблей с разными составами инструментов, чтобы встреча команд духовиков превратилась в привлекательное для слушателей шоу и служила делу возрождения духовой музыки в России.
По поводу того, стоит ли сохранять отдельный конкурс для солистов, мнения экспертов разделились: одни утверждали, что исполнение технических этюдов утомительно для слушателей, другие считали, что только так можно проверить исполнительское мастерство конкурсантов.
Иностранные члены жюри выразили пожелание, чтобы конкурс был "более международным" и в нем участвовало больше квинтетов, в том числе из-за рубежа. Это реально, говорили они, так как уровень исполнителей, участвовавших в прологе игр, оказался высок.
Евгений Дуков предложил совместить следующие брасс-игры с семинаром для концертных менеджеров и директоров коллективов, а также сделать игры менее академичными, "без фраков".
Ожидается, что следующие брасс-игры в 2002-м году будут более представительными, поэтому за участие в них брасс-квинтеты будут бороться на региональном уровне и, кроме того, платить за право участия в Больших играх.
Сергей ГОГИН.
Победители Пролога международных брасс-игр (Ульяновск, 28 февраля - 3 марта 2001 г.)
Ансамбли:
I место - "Киров-брасс", Санкт-Петербург
II место - "Волга-брасс", Ульяновск
Лауреат - Брасс-квинтет им.Докшицера, Москва
Солисты:
Труба
I место - Евгений Лятте, Беларусь
II место - Валерий Уткин, Ульяновск
Лауреат - Андрей Андреев, Саратов
Туба
I место - Иван Шилов, Ульяновск
II место - Денис Залознов, Саратов
Лауреат - Тарас Орлов, Москва
Тромбон
I место - Владимир Краснов, Ульяновск
II место - Олег Абрамов, Саратов
Лауреат - Валерий Турутин, Москва
Валторна
I место - Валерий Жаворонков, Москва
II место - Станислав Давыдов, Москва
Лауреат - Валерий Статник, Саратов [обратно...|обсудить статью]