Право в налоговом тумане
Чем больше дырка от бублика, тем легче просунуть в нее голову
Предприниматели (юридические и физические лица), подавшие заявления в налоговую инспекцию на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 1.01.2001 г. (ст.145 НК РФ в редакции Закона РФ № 166-ФЗ от 29.12.2000 г.), получили отказ налоговых органов. В п.1 этой статьи НК РФ установлено: "...п.1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателй без учета налога (НДС) и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей".
Но в налоговых инспекциях Ульяновской области заявителям сообщают, что право на освобождение от обязанностей плательщиков НДС они смогут получить только с 1 апреля 2001 г. по итогам I квартала 2001 года. Правы ли налоговики?
Нет, эти действия налоговых инспекций незаконны.
Напомним, что согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (об этом сказано и в ст.3 НК РФ). Лишение законных прав налогоплательщиков в течение трех первых месяцев 2001 года (январь, февраль, март) на освобождение от НДС противоречит нормам Конституции РФ и НК РФ.
В данном случае отказ налоговых инспекций основывается не на законе, а на п.2.8 Методических рекомендаций по применению гл.21 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447. МНС России исходит из того, что действие гл.21 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1.01.2001 г., и включает в число таких правоотношений соблюдение условий освобождения от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.
Позиция, занятая МНС России, имела некоторое оправдание в первоначальной редакции ст.145 НК РФ (по Закону РФ № 117-ФЗ от 5.08.2000 г.), согласно которой при определении права на освобождение учитывалась налоговая база, исчисляемая с 1.01.2001 г. по новому порядку. После того как Законом РФ № 166-ФЗ от 29.12.2000 г. в данной статье понятие "налоговая база" было заменено понятием "выручка от реализации", определение которого с 1.01.2001 г. не изменилось, такая позиция стала весьма спорной. Минфин РФ придерживается другой позиции: организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС уже начиная с 1 января 2001 г., если их выручка за октябрь, ноябрь и декабрь 2000 года в сумме не превысила 1 млн рублей. Формы заявления на освобождение и решения по освобождению от НДС, утвержденные Приказом МНС РФ № БГ-3-03/23 от 29.01.2001 г., подтверждают выводы, сделанные Минфином РФ.
Все идет к тому, что налогоплательщикам предстоит защищать свои права в арбитражном суде. Конечно, было бы проще, если бы налоговые органы разобрались в налоговом законодательстве и удовлетворили законные права налогоплательщкиов на освобождение от НДС без судебных разбирательств.
В п.1 ст.9 Закона РФ № 88-ФЗ от 14.06.95 г. ("О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ") установлено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Следовательно, индивидуальные предприниматели (ИП), если с момента их регистрации не прошло четыре года, имеют право не уплачивать введенный для них с 1.01.2001 г. налог на добавленную стоимость. Однако налоговые инпекции в Ульяновской области, в нарушение действующего налогового законодательства, незаконно отказывают ИП в использовании своего конституционного права. Очевидно, что и в этих случаях необходимо обращаться в арбитражный суд за защитой.
Михаил ТУРОВЕР. [обратно...|обсудить статью]