В Налоговом кодексе РФ впервые в истории налогового законодательства России получили правовую регламентацию процедурные вопросы применения налоговой ответственности. Это нововведение является значительной правовой гарантией соблюдения интересов налогоплательщиков при взаимоотношениях с должностными лицами налоговых органов. С вопросами регламента вам поможет разобраться налоговый эксперт М.Туровер.
Статья 101 НК РФ содержит требования, которые должны соблюдаться налоговыми органами в процессах производства по делу о налоговом правонарушении и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. К ним относятся: рассмотрение материалов проверки в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика в случае представления возражений (пояснений) по акту проверки, заблаговременное извещение налогоплательщика о времени и месте их рассмотрения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны излагаться: его обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, результаты проверки этих доводов. А также само решение о привлечении налогоплательщика к ответственности с указанием статей НК РФ и применяемые меры ответственности. Копия решения вручается налогоплательщику под расписку с отметкой даты его получения.
В этой связи особого внимания заслуживает п.6 ст.101 НК РФ, в соответствии с которым несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеперечисленных требований может являться основанием для отмены решения данного налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Предъявляя иски к налоговым органам или защищаясь от исков о взыскании санкций, организации-налогоплательщики подробно излагают факты нарушений процедуры привлечения к ответственности, допущенные со стороны налоговых органов. Суду предлагается применить п.6 ст.101 НК РФ и признать недействительным решение (ненормативный акт) налогового органа.
Представляется, что решение налогового органа должно признаваться судом недействительным, если организация-налогоплательщик не извещена о времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки, а также возражений по нему, если из решения налогового органа не ясно, в чем выражается правонарушение. Требования, предусмотренные п.3 ст.101 НК РФ к содержанию решения налогового органа, должны строго соблюдаться.
К сожалению, в НК РФ отсутствуют нормы, которые бы позволяли определить, какие нарушения процедуры привлечения к ответственности являются существенными и влекут признание решения налогового органа недействительным. Поэтому арбитражному суду при рассмотрении спора приходится решать, могли ли допущенные налоговым органом нарушения регламента повлиять на законность его решения или же в силу своей незначительности не могли (п.30 Постановления пленума ВАС РФ №5 от 28.02.2001 г.).
И еще, признавая ненормативный акт налогового органа недействительным, арбитражный суд (ст.22 АПК РФ) не наделен полномочиями по его отмене. Суд проверяет соответствие акта закону или иному правовому акту и устанавливает нарушение прав и интересов лица, в отношении которого акт был принят. Отменить его может только вышестоящий налоговый орган (например, решение районной налоговой инспекции может отменить областная).
P.S. Консультации по налогообложению и защите прав налогоплательщиков можно получить в объединении предпринимателей по тел. 41-22-90.