Не многим посетителям Художественного музея известно, что одна из лучших картин экспозиции "Атака турецкого парохода миноносной лодкой "Шутка" написана внуком революционера Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.
Алексей Петрович не остался в тени своего скандального по тем временам деда. Он увековечил свое имя сам. Закончив кадетский корпус, он стал морским офицером. Однако со временем поддался своему увлечению и начал писать картины. Относился к творчеству Алексей Боголюбов чрезвычайно ответственно, посещал академические классы, ездил за границу учиться у европейских мастеров. Став живописцем, Боголюбов вовсе не отказывался и от романтики своей прежней профессии, обращаясь к темам Петровских сражений, морских баталий.
Самые известные картины художника посвящены русско-турецкой войне. Боголюбов сам хотел видеть сцены боев и выезжал на театр военных действий. Его полотна были столь талантливы, что художник получил заказ написать картину о турецкой войне от самого царя - Александра II.
Летом 1877 года все только и говорили о подвиге небольшого суденышка с несерьезным названием "Шутка", атаковавшего вражеский пароход. Боголюбов едет на Дунай, где произошло это событие, находит командира лодки лейтенанта Скрыдлова и задает ему вопрос: "Как же он совершил свой молодецкий налет на турку?" И узнает вот что. На Дунае использовали новое изобретение русской инженерии - лодки на паровой тяге. Их оснащали минами, которые укреплялись на длинных шестах. Лодки выходили на охоту только ночью, чтобы незаметно подплыть к кораблю. Весь фокус состоял в том, чтобы ударить шестом с миной о борт корабля, а самим успеть увернуться от взрыва.
16 июня 1877 года на Дунай вышли два турецких пароход и направились к российским понтонным переправам. Их сохранность определяла исход сражения. Вдруг навстречу гигантскому пароходу средь бела дня двинулась лодка, ее командиром и был Николай Скрыдлов.
Николай Илларионович рассказал живописцу, что с турецкого парохода в суденышко открыли нещадный огонь. В лодке были ранены несколько моряков и сам командир, повреждены шестовые мины. "Шутка" шла почти на таран, невероятными маневрами все же ударила шестом о борт корабля, но... мина не взорвалась.
Турецкий капитан, видимо, напуганный смелостью русских моряков, повернул свое судно назад и увел за собой сопровождение.
Алексей Боголюбов в своей картине передал это событие с исторической точностью, поскольку был не только проникновенным, тонким художником, но и, как морской офицер, великолепно знал конструкцию, оснастку, вооружение кораблей, точно зарисовывал подробности местности, пейзаж.
Цари благоволили к живописцу. После гибели Александра II художника продолжал поддерживать Александр III. Боголюбов серию полотен о турецкой войне дополнил картинами "Дело лейтенанта Скрыдлова" и "Дело лейтенанта Баранова", захватившего в плен огромный вражеский корабль.
Впоследствии Николай Скрыдлов стал адмиралом. Когда умер Алексей Боголюбов, он стоял у его гроба.
Сейчас полотна о героях-лейтенантах находятся в фондах Военно-морского музея в Петербурге. Картина "Атака турецкого парохода" в наш музей попала из коллекции Перси-Френч.
Алсу ИДРИСОВА.